Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
Лавина сошла на дорогу в центре Петропавловска-Камчатского
Общество
В Приморье полицейские предотвратили наркоторговлю на территории колонии
Общество
Прокуратура Кубани начала проверку после нападения собак на подростков
Армия
Минобороны показало эвакуацию трофейной техники ВСУ западного производства
Спорт
Нападающий клуба НХЛ «Филадельфия» Мичков набрал 50-е очко в текущем сезоне
Мир
В Париже пройдет суд против Жерара Депардье по делу о домогательствах
Спорт
Роналду не смог реализовать пенальти в матче 1/4 финала Лиги наций против Дании
Общество
В городе Артем задержан подозреваемый в стрельбе из автомата
Общество
Синоптики спрогнозировали облачность без осадков в Москве 24 марта
Наука и техника
В РФ завершились испытания единого теста для подбора терапии рака молочной железы
Политика
В Госдуме предложили дать молодым родителям набор необходимого для новорожденных
Армия
Расчеты «Ланцетов» уничтожили танки Leopard ВСУ на красноармейском направлении
Мир
WSJ узнала о расширении Израилем операций в Газе ради давления на ХАМАС
Мир
Трамп выразил недовольство своим портретом в галерее портретов президентов США
Мир
Президент Алжира потребовал судебного преследования виновных в убийствах в Газе
Общество
Депутат назвал способ получить девять дней отдыха на майские праздники
Культура
Американский комик Конан О'Брайен получит премию имени Марка Твена
Общество
Лавина сошла на дорогу в центре Петропавловска-Камчатского
Общество
В Приморье полицейские предотвратили наркоторговлю на территории колонии
Общество
Прокуратура Кубани начала проверку после нападения собак на подростков
Армия
Минобороны показало эвакуацию трофейной техники ВСУ западного производства
Спорт
Нападающий клуба НХЛ «Филадельфия» Мичков набрал 50-е очко в текущем сезоне
Мир
В Париже пройдет суд против Жерара Депардье по делу о домогательствах
Спорт
Роналду не смог реализовать пенальти в матче 1/4 финала Лиги наций против Дании
Общество
В городе Артем задержан подозреваемый в стрельбе из автомата
Общество
Синоптики спрогнозировали облачность без осадков в Москве 24 марта
Наука и техника
В РФ завершились испытания единого теста для подбора терапии рака молочной железы
Политика
В Госдуме предложили дать молодым родителям набор необходимого для новорожденных
Армия
Расчеты «Ланцетов» уничтожили танки Leopard ВСУ на красноармейском направлении
Мир
WSJ узнала о расширении Израилем операций в Газе ради давления на ХАМАС
Мир
Трамп выразил недовольство своим портретом в галерее портретов президентов США
Мир
Президент Алжира потребовал судебного преследования виновных в убийствах в Газе
Общество
Депутат назвал способ получить девять дней отдыха на майские праздники
Культура
Американский комик Конан О'Брайен получит премию имени Марка Твена

«Главная интрига выборов — месседж, с которым на них пойдет Путин»

Гендиректор ВЦИОМа Валерий Федоров — о явке на президентских выборах, интернет-голосовании и протестах
152
«Главная интрига выборов — месседж, с которым на них пойдет Путин»
Фото: ТАСС/Валерий Шарифулин
Выделить главное
Вкл
Выкл

Генеральный директор ВЦИОМа Валерий Федоров после Грушинской социологической конференции рассказал корреспонденту «Известий» Ангелине Галаниной о доверии граждан к президенту Владимиру Путину, интернет-голосовании, протестной повестке, непредсказуемости социологии и самом странном ответе на опрос.

Материалы по теме
2

— В администрации президента обсуждается возможность проведения предстоящих в 2018 году выборов главы государства по референдумному типу. Насколько такой формат укладывается в нынешнюю политическую систему?

— Такой формат характеризует ситуацию, когда есть очевидный лидер и никто из альтернативных кандидатов не способен составить ему реальной конкуренции. Когда говорят о референдумном типе голосования, это не задумка, а просто констатация факта. Единственный способ избежать референдумного сценария на ближайших президентских выборах — отказ Владимира Путина от участия в них. Потому что есть политик с рейтингом 82–84%, а ближайший его соперник отстает на 70% и более.

— Значит ли это, что действующему президенту достаточно заявить о своем участии в выборах, не предлагая, например, новый путь развития?

— От того предложения, которое Путин сделает обществу, зависит не только процент голосующих за него, но и качество его победы. Выиграть нужно не только за счет упорных и верных приверженцев, хотя они наиболее важны, но и заручившись доверием новых социальных групп. Нельзя делать ставку только на пенсионеров и бюджетников, необходимо активнее работать с молодежью, с интеллектуальным сословием, с городским средним классом.

— И на что в таком случае будет сделана ставка?

— Главная интрига выборов — не набор кандидатов от оппозиции, а повестка и месседж, с которым Путин пойдет на выборы. Тот образ будущего, который он обязан предъявить обществу на ближайшие шесть лет. Это очень большой, протяженный отрезок времени — и сам по себе, и особенно сейчас, когда течение времени резко ускорилось благодаря коммуникационной революции. Интернет и соцсети обеспечивают мгновенность, с которой событие из любого уголка мира становится достоянием всех. Это задает более высокую планку для политиков, они быстрее «сгорают» и «изнашиваются», если не способны идти в ногу со временем или даже опережать его. Путин это хорошо понимает.

— Можно ли ожидать, что активизируется протестное движение? Возможны ли «марши несогласных» до выборов или после?

— «Марши несогласных», как и любой метод, могут быть суперэффективны, если применяются впервые и противоположная сторона не знает, как реагировать. Пока они в новинку, могут привлечь убежденных противников режима и тех, кто руководствуется правилом «все идут, и я пойду». У нас эти форматы многократно были использованы и никакой «фишечки» сегодня не представляют. Как и очередные антикоррупционные разоблачения — это же сплошное дежавю. Механическое повторение эффекта не даст, надо искать что-то новое... Но форматы из уже опробованных применены всё равно будут, потому что «несистемщики» должны отрабатывать свой хлеб — иначе ведь гранты не дадут очередные и в «приличные места» в Вашингтоне и в Лондоне звать перестанут.

— Согласно соцопросам ВЦИОМ, большинство граждан поддерживает Владимира Путина. Значит ли это, что то же число избирателей проголосует за него на выборах?

— За последнее время нестабильности в мире прибавилось, ставки выросли, заинтересованных омрачить победу Путина, девальвировать ее сегодня масса. Но Путин не первый день в политике, он обладает потрясающей интуицией, чутьем, у него огромный политический капитал — люди доверяют ему. Известны ситуации, когда мы проводили опрос, где мнения респондентов делились примерно 50:50. Затем проходило время — и Путин в своем выступлении по этой теме обозначает свою позицию. Повторный опрос устраиваем — значительная часть населения перешла на ту сторону, которую занял президент.

Путин очень авторитетен для людей, его слушают и слышат. Не во всех вопросах, конечно, но во многих —в первую голову тех, что касаются достоинства России, ее места в мире и отношений с другими странами. Его позиция тут крайне весома и способна менять общественное мнение —не силой или давлением, а авторитетом.

— Вы говорите, что нужно активнее работать с молодежью. Как это сделать, есть ли успешные примеры привлечения условной группы «до 30 лет» на выборы?

— Такие примеры есть. Сейчас не буду углубляться, лучше обобщу: главное в них — повестка, понятная и важная для молодежи; язык, на котором кандидат коммуницирует с ней; его искренность, честность, отказ от фальши и рисовки; наконец, каналы коммуникации — они сильно отличаются от привычных для старшего поколения.

— Но пока интернет-голосования нет, а явка должна быть высокой...

— Чтобы люди пришли на выборы, они должны понимать: если останутся дома, то в стране могут произойти серьезные подвижки в худшую сторону. Эмоция должна быть сильной, непридуманной. Например, страх, что потеряешь страну, если победит неправильный кандидат. Или надежда, горячая симпатия к кандидату. Есть, конечно, набор технологических приемов, как разыграть драму на выборах, но за любыми постановками должна просматриваться реальность.

— Не приведет ли желание организовать высокую явку к активному использованию региональными властями административного ресурса?

— Всё в противоположном направлении идет. Кому нужна фальшивая победа, которую легко будет оспорить? Уже проходили 2011 год. Второй раз на эти грабли никто наступать не хочет, тем более речь идет не о думских выборах, а о гораздо более важных — президентских. Приоритет здесь — не явка, а бесспорность победы. Чтобы у всех было четкое понимание: Владимир Путин победил, потому что именно ему доверяют руководить страной ближайшие шесть лет огромное большинство россиян во всех главных социальных группах, слоях, возрастах и территориях. Поэтому и говорят много об открытости, о видеонаблюдении, которое должно охватить чуть ли не 80% избиркомов. А сами проценты вторичны.

 ВЦИОМ получает госфинансирование. Многие оценивают объективность ваших опросов именно через эту призму, полагая, что в вашем случае ее не так много...

— Всегда можно проверить, насколько правдивы наши данные: нужно просто сравнить их с тем, что делают другие центры, следить за их цифрами, раз наши не нравятся. Мы же не монополисты, у нас в отрасли конкуренция, и она в данном случае работает не разрушительным образом, а созидательным. Кроме того, существуют и другие механизмы, которые предотвращают риск «моральной порчи» данных опросов. На моей памяти — а я 13 лет во ВЦИОМе — ни мы, ни наши основные коллеги-конкуренты такими вещами не злоупотребляли.

Большинство подозрений и обвинений в наш адрес исходит либо от агрессивных невежд — тех, кто ничего в социологии не понимает и понимать не стремится, либо от очень циничных и ангажированных лиц. Оспорить они наши цифры не могут, поэтому пытаются отказать нам вообще в праве на существование. Неоднократно бывало, что, например, сообщаем мы, что рейтинг КПРФ упал, — и тут же выступает Геннадий Зюганов: мол, всё клевета, этому кремлевскому центру верить нельзя. Проходит пара месяцев, проводим опрос, где выясняется, что граждане против выноса тела Ленина из Мавзолея, — и опять Зюганов: «Смотрите, люди, даже ВЦИОМ считает, что этого делать нельзя». Такое поведение рассчитано на короткую память читателя, зрителя, слушателя. Но у нас, профессионалов, она длинная.

— Раз уж вы заговорили о конкурентах, хотелось бы узнать, вы за или против исключения «Левада-центр» из списка иностранных агентов?

— Мы считаем неправильным ограничивать исследовательскую деятельность каких-либо российских социологических центров. И «Левада-центр» не исключение. У нас много с ними разногласий — и эстетических, и этических, и прочих, но мы считаем, что без них наша индустрия сильно оскудеет. Поэтому мы вместе с коллегами из других центров всеми силами, насколько это возможно, способствуем тому, чтобы «Левада-центр» остался важным и авторитетным источником независимых данных о мнении россиян.

— Возвращаясь к социсследованиям — интересуется ли этими данными президент? Возможно, у вас есть обратная связь от Владимира Путина...

— Несколько раз мы получали прямые поручения от президента выяснить мнения россиян по тому или иному важному вопросу. Последнее из нашумевших — вопрос поставок электроэнергии из Украины в Крым. Стояла задача выяснить, что думают крымчане: надо ли заключать на кабальных условиях договор с Украиной или нет и можно подождать до того момента, пока не будет построен энергомост с Кубанью. Получилось сделать такой опрос всего за полтора дня… Это было серьезное испытание, вызов. Даже многие коллеги не поверили, что такое возможно, стали искать блох в нашем исследовании — мало, некрасивые таблицы у нас получились по итогам, графики съехали… Ну да Бог им судья. Опрос прошел, и за его результаты нам не стыдно. Все последующие исследования наши данные, собранные в суперэкстренном режиме, подтвердили.

И это — наш фирменный знак: информация о мнении людей, собираемая ВЦИОМом, поступает заказчику оперативно, своевременно, не остается под сукном и не идет в корзину. А главным заказчиком для нас, разумеется, остаются президент и его администрация.

— И какие темы интересуют администрацию, например, сейчас?

— Мы работаем каждый день — и в выборы, и без выборов. С этого года перевели наш главный регулярный опрос из еженедельного режима в ежедневный. Это, конечно, прорыв для российской исследовательской отрасли: кроме нас, в ежедневном режиме репрезентативные опросы постоянно проводят только американская Gallup и британская YouGov. И мы этим законно гордимся.

Что касается выборов, то по ним основная работа развернется во второй половине года, после сентябрьского единого дня голосования. То, как в этот день проголосуют люди, будет важнейшим сигналом перед президентской выборной кампанией. А до этого будет «мертвый сезон» — лето. У нас люди не настолько политикой интересуются, чтобы в отпускной сезон слышать какие-то политические месседжи и определяться по отношению к ним...

— Есть ли цифры, которые за последнее время удивили вас лично при ответе респондентов на какой-либо общественно или политически значимый вопрос?

— 90% исследований ВЦИОМа мы не публикуем. Исследование — дорогое удовольствие, и бесплатно либо за свой счет его не проведешь. У каждого исследования есть заказчик, и он обычно трепетно следит за конфиденциальностью результатов. Спрашивается, зачем ему оплачивать то, что станет известно всем?

Но и тех 10%, которые мы предаем гласности, с лихвой хватает, чтобы получить полное представление о настроениях россиян. Неохваченных тем нет. Вот, скажем, такая: по данным опроса ВЦИОМа, четверть россиян верит в то, что не Земля вращается вокруг Солнца, а Солнце вокруг Земли. Этот социальный факт, который мы установили, затем перепроверили и снова подтвердили, меня поразил и продолжает поражать до сих пор.

— Если говорить в целом о сфере социсследований — куда она движется, изменится ли потребность в соцопросах в ближайшие годы?

— Потребности в опросах будут только возрастать, однако параллельно возрастает и недоверие к ним, увы. Причем это тренд не только российский, но и общемировой. Например, почти никто не предсказал Brexit, хотя опросы проводились регулярно. Почти никто не предсказал победу Трампа, хотя в Америке было проведено огромное количество исследований.

Так что теперь от нас одновременно хотят информации больше, скорее, надежнее, а верят этой информации — меньше. И это только один из вызовов, который перед нами стоит. Время всё больше спрессовывается, а его цена всё больше растет. В советское время фраза «время — деньги» не могла восприниматься всерьез, а сегодня это только так. Как результат, всё меньше людей отвечают на наши вопросы. Поэтому мы уходим от личных опросов к телефонным, от телефонных — к интернет-опросам. Есть и другие вызовы, если не найдем на них ответ, умрем как индустрия. Но я думаю, мы все-таки выживем. Для этого нам предстоит стать лучше, умнее, тоньше.


Читайте также
Прямой эфир
Следующая новость
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением и Пользовательским соглашением