Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

НКО направят помощь детям и старикам

В ходе дискуссии с представителями некоммерческих организаций Минэкономразвития и Минтруд объяснили, почему выплачивать пособия семьям дешевле, чем содержать интернаты
0
НКО направят помощь детям и старикам
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Развитие «третьего сектора» и расширение участия некоммерческих организаций в оказании социальных услуг экономически выгодно, поскольку расширяет выбор и доступность качественных услуг и позволяет экономить средства, заявил «Известиям» директор департамента стратегического развития Артем Шадрин по итогам дискуссии, организованной 23 марта медиацентром «Агентство социальной информации (АСИ) — Благосфера». Он подчеркнул, что в качестве опыта для тиражирования ведомство рассматривает пример Пермского края, где расширение участия НКО в предоставлении социальных услуг сопровождалось реструктуризацией системы надомного обслуживания и внедрением стационарозамещающих технологий, обеспечивающих возможность расширить объемы услуг, предоставляемых НКО, за счет высвобожденных средств.

Материалы по теме
2

За счет чего экономия  

По словам Шадрина, только в Пермском крае, по данным региона, за счет прошедшей реструктуризации сектора  в год удается экономить порядка 200 млн рублей.  Экономия возникает также еще и потому, что при новом подходе финансирования услуг надомного обслуживания, таких как уход за пожилыми и инвалидами, затраты по обеспечению менеджмента организации частично переносятся на потребителей платных услуг, а государство оплачивает не накладные расходы (эксплуатация помещений, ведение документации и т.д.), а только саму услугу. Чиновник подчеркнул, что сэкономленные таким образом деньги в Пермском крае не возвращаются в бюджет, а направляются на другие услуги социального обслуживания, в том числе — оказываемые НКО. Это, по словам чиновника, дает возможность расширить перечень социальных услуг, оказываемых бесплатно, и сделать их более доступными для граждан.

При этом Артем Шадрин подчеркнул, что добиться такого эффекта можно только за счет комплексного реформирования системы.

— Сам по себе перевод социального сектора из госучреждений в НКО экономии не даст. Ее может дать реструктуризация сектора, — пояснил он.

Шадрин также отметил, что ведомство постоянно разрабатывает «дорожные карты» для органов госвласти, которые должны организовать процесс передачи оказания части социальных услуг НКО.

Советник главы Минтруда Филипп Воронин, также принявший участие в дискуссии, в комментарии «Известиям» подчеркнул, что снижение стоимости услуг (и повышение их качества) будет достигаться также за счет развития конкуренции между НКО и госучреждениями.

— Если у них будет стимул, если они будут понимать, что люди могут уйти от них к НКО, то они будут работать лучше, — сказал он.

Дом вместо стационара

Из презентации, которую Шадрин представил в ходе дискуссии, следовало, что с 2007 по 2015 год число учреждений социального обслуживания в Пермском крае сократилось со 133 до 27, тогда как число НКО, оказывающих социально полезные услуги, выросло с 2 до 56. Число получателей услуг растет быстрее, чем объем расходов на эти услуги: так, в 2015 году рост числа получателей услуг к 2008 году составит 72%, рост расходов на эти цели — 30%.

При этом благодаря привлечению социальных предпринимателей и некоммерческих организаций значительно изменилось «лицо» этого сектора — на фоне реструктуризации государственных учреждений число негосударственных организаций, оказывающих социальные услуги, выросло с 2 до 56.

Шадрин также отметил, что ведомство совместно с Минтрудом и другими министерствами социального блока помогает реализации в регионах «дорожных карт». Речь идет о возможности для НКО предоставлять услуги в социальной сфере: согласно посланию президента Федеральному собранию, ведомства должны организовать процесс передачи части бюджетного финансирования — на оказание социальных услуг некоммерческими организациями.

Особенно хорошие результаты, по словам чиновника, показало развитие стационарнозамещающих форм обслуживания. Так, с 2007 по 2015 год число граждан, переведенных из домов инвалидов и престарелых в приемные семьи, увеличилось со 131 до 1496 человек, а число содержащихся в интернатах — уменьшилось с 1933 до 1531. В целом содержание пожилого человека в семье оказалось в 3,5 раза дешевле, чем в госучреждении.

— По сути, удалось добиться снижения очереди ожидания места в стационарных учреждениях, — прокомментировал эти цифры Шадрин. — Если в 2007 году в очереди стояло 600 человек, то сейчас она полностью ликвидирована.

Директор Центра лечебной педагогики Анна Битова сказала «Известиям», что стационарнозамещающие формы имеют большие перспективы и в других субъектах Федерации.

— На примере Москвы можно сказать, что если проживание ребенка-инвалида в детских домах и интернатах стоит 130 тыс. в месяц и ты дашь маме 80 тыс. — у тебя не останется в интернате ни одного ребенка, разберут всех, — пояснила она. — Освободятся помещения, это будет гораздо дешевле. Совершенно очевидно, что надо оплачивать родную семью. В Питере семье доплачивают 10 тыс., если она не отдает ребенка в интернат, и у них серьезно сократились очереди в подобные заведения. До 70% семей с такими детьми — это одинокие мамы, они должны выйти на работу, а за ребенком ухаживать некому. В Московской области содержание ребенка в интернате стоит миллион в год — дайте половину этих денег семьям, интернатов не останется!

Перечень услуг нужно расширять

Поддержка НКО, оказывающих общественно полезные услуги, — один из приоритетов развития социальной сферы, о котором президент Владимир Путин сказал в послании Федеральному собранию в декабре 2015 года. Организациям, оказывающим такие услуги, по новому закону положен ряд льгот, в том числе до 10% средств региональных и муниципальных социальных программ. Предполагается, в частности, что одним из локомотивов развития «третьего сектора» станет Общественная палата РФ в новом составе.

Директор АСИ, член ОП РФ Елена Тополева-Солдунова ранее сообщила «Известиям», что палата регулярно обсуждает связанные с этим вопросы со всеми заинтересованными органами власти, в том числе профильными управлениями администрации президента и ключевыми ведомствами. Одна из тем, обсуждаемых с правительством, — корректировка перечня социально полезных услуг: на сегодня в него включены не все виды услуг, пользующиеся спросом со стороны граждан.

В частности, во время дискуссии 23 марта Анна Битова привела в качестве примера такую услугу, как сопровождение занятости людей с психическими и ментальными заболеваниями. Сегодня НКО могут на правах исполнителя социально полезных услуг оказывать им содействие в трудоустройстве и повышении квалификации, однако эти люди не могут  работать без посторонней помощи.

Читайте также
Прямой эфир