Перейти к основному содержанию
Прямой эфир
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Вот уже несколько лет в России успешно реализуются госпрограммы, направленные на развитие внутреннего туризма. Учитывая большую популярность у населения нашей страны мероприятий культурного досуга, одним из дополнительных стимулов для привлечения туристов в регионы могли бы стать выездные выставки произведений искусства из запасников крупнейших музеев Москвы и Санкт-Петербурга.

Кому-то эта идея может показаться утопической, но между тем она уже успешно апробирована. В соответствие с просветительской программой в 1920–1930-е годы огромное количество произведений, шедевров мирового искусства отсылалось из центра в регионы, а также в союзные республики.

В провинцию привозили живопись, скульптуру и декоративно-прикладное искусство. Существовал норматив, в соответствии с которым экспозиция того или иного регионального музея пополнялась определенным количеством произведений различных периодов. Это было сделано, чтобы исправить дисбаланс объемов музейных запасников в стране.

Тогда это удалось. Если разработать разумную программу, получится и сегодня. Всё, что хранится в наших музеях, принадлежит государству, и с юридической точки зрения препятствий для временной или постоянной передачи произведений искусства нет.

В запасниках крупнейших музеев страны, таких как Третьяковка, Эрмитаж, Русский музей, находятся миллионы фантастических произведений искусства, которые не выставляются годами. Между тем программа по передаче картин и скульптур в регионы, если она будет запущена, скорее всего, столкнется с вполне объективными сложностями.

Во-первых, транспортировка любых произведений искусства — очень сложный и дорогостоящий процесс. Во-вторых, сейчас, к сожалению, общая тенденция культурной жизни страны скорее, не центробежная, а центростремительная. Регионы стремятся привозить свою экспонаты в Москве, а не наоборот. Столица же, напротив, довольно скептически относится к выставочным площадкам провинции.

Чтобы сдвинуть ситуацию с мертвой точки, необходима серьезная рекламная кампания, которая помогла бы привлечь не только туристов из других городов, но и иностранцев. Успех такой программы будет зависеть от уникальности той или иной выставки. Если ценители искусства, которых у нас в стране очень много, будут знать, что в Москве такого никогда не увидят, они с удовольствием поедут в регион.

Сегодня в стране очень богатая фестивальная жизнь. Это хорошо стимулирует интерес к современному искусству, но если проекты разовые, то они не приносят должных результатов. 

Последние несколько лет люди вспомнили про искусство. Они готовы на морозе, ночью выстаивать многочасовые очереди. Это говорит о том, что они не хотят думать про цены на нефть, они тянуться к вечным ценностям. Если бы крупные музеи поделились своими запасниками с провинцией, это могло бы стать не только толчком для оживления культурной жизни внутри страны, но и дополнительным стимулом для развития регионов.

Автор — председатель Профессионального союза художников России, академик Российской академии художеств, заслуженный работник культуры РФ


Прямой эфир