ЭРА-ГЛОНАСС захватывает «интернет вещей»
Частотный диапазон для реализации «интернета вещей» на территории России планируется выделить и закрепить за АО «ГЛОНАСС», оператором государственной автоматизированной информационной системы ЭРА-ГЛОНАСС. Такое предложение было внесено вице-премьером Дмитрием Рогозиным и поддержано президентом России Владимиром Путиным.
Заместитель председателя правительства России Дмитрий Рогозин в начале года письменно представил президенту страны свои предложения о путях коммерциализации системы ЭРА-ГЛОНАСС. Владимир Путин поставил на документе резолюцию «Согласен» (копия документа есть в распоряжении «Известий»).
«Выделить и закрепить за оператором системы ГЛОНАСС частотный диапазон, необходимый для реализации технологий «интернета вещей» для использования в коммерческих целях на всей территории России», — говорится в письме Дмитрия Рогозина.
По его мнению, коммерциализация системы невозможна без принятия дополнительных мер, основной целью которых является обеспечение эксплуатации системы за счет внебюджетных источников. Вице-премьер указал, что в 2017 году АО «ГЛОНАСС» будет профинансировано на треть от заявленной потребности, в объеме, достаточном лишь для поддержания работоспособности ЭРА-ГЛОНАСС.
Одновременно Дмитрий Рогозин предложил разработать новую технологическую модель опережающего развития системы ЭРА-ГЛОНАСС, которая бы учитывала современные тенденции в сфере беспроводной передачи данных, в частности, с использованием энергоэффективной сети дальнего радиуса действия LPWAN и узкополосной сети для интернета вещей NB-IoT.
В настоящее время в России нет выделенного частотного диапазона, предназначенного для развития интернета вещей. Для реализации этой технологии пока используются нелицензируемые частоты 433 МГц и 2,4 ГГц. Однако из-за свободного доступа и неограниченного количества пользователей данных частотных ресурсов генерируется большое количество помех, что ведет к низкому качеству сервиса.
Директор Ассоциации интернета вещей Андрей Колесников отмечает, что выделение частотных диапазонов является актуальной задачей — частотные полосы в РФ сегодня заняты различными технологиями, к примеру, аналоговым ТВ-вещанием.
— Для выделения особенных диапазонов для интернета вещей требуется стратегический подход к планированию работы всех полос и выделению отдельных. Логично для разработки процедуры начать с ревизии частотных диапазонов. После ревизии можно использовать части ведомственных диапазонов, — рассказал «Известиям» Андрей Колесников. — Для интернета вещей не требуется широкая полоса. Учитывая ожидаемый огромный спрос, все «заначки» могут пойди в дело, если серьезно подойти к вопросу перераспределения и оптимизации ограниченного частотного ресурса.
Примечательно, что в прошлом году Минпромторг и Минкомсвязи пообещали к концу 2017 года определить частоты в диапазоне 694–790 МГц под сети широкополосного доступа в интернет. Однако в мире «интернет вещей» развивается на других частотах. К международным частотам относятся, в частности, 430 МГц, 868 МГц, 918МГц, 920 МГц, 2,4ГГц. Использование в России своей частоты может привести к необходимости создания новых приемопередатчиков, что автоматически сделает их более дорогими. Впрочем, пока никакого официального решения по частоте, на которой будет работать «интернет вещей» в России, не принято.
Руководитель направления «Интернет вещей. Электроника» фонда «Сколково» Александр Ануфриенко считает, что выделение нового частотного диапазона может способствовать коммерциализации технологии интернета вещей.
— Когда появляется лицензированный выделенный частотный диапазон для работы, это оказывает исключительно положительное действие на развитие технологии и способствует ее коммерциализации, прозрачности и высокому качеству сервиса, — сказал «Известиям» Александр Ануфриенко.
Старший вице-президент по развитию телематики компании Meta System Алексей Шипулин скептически относится к практической возможности АО ГЛОНАСС выйти на новый для себя рынок услуг в сфере интернета вещей.
— На сегодня это выглядит как попытка с большим отставанием крикнуть — а мы тоже хотим! «Интернет вещей» — это, безусловно, одно из перспективных технологических решений. Но надо понимать, что это тот рынок, на который уже давно смотрят операторы связи, причем не только сотовые операторы, но и «Ростелеком», — рассказал «Известиям» Алексей Шипулин. — К тому же у действующих операторов связи для развития технологии интернета вещей уже всё есть. Им сейчас достаточно просто развивать уже существующие стандарты, сервисную инфраструктуру и те лицензии и частотные диапазоны, которые уже есть в распоряжении операторов связи.
По мнению Алексея Шипулина, АО ГЛОНАСС необходимо сперва решить свою ключевую задачу — обеспечить существенное проникновение услуг ЭРА-ГЛОНАСС в автомобили.
В АО «ГЛОНАСС» не смогли предоставить оперативный комментарий.
С представителем Дмитрия Рогозина связаться не удалось.
Широкому внедрению интернета вещей в России пока препятствуют сложные технические и организационные проблемы, в том числе связанные со стандартизацией. Единых стандартов для «интернета вещей» пока нет, что затрудняет возможность внедрения предлагаемых на рынке решений и во многом сдерживает появление новых.