Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

ЭРА-ГЛОНАСС подчинят ВПК

Систему реагирования при авариях решено не передавать «Роскосмосу» и «Ростеху»
0
ЭРА-ГЛОНАСС подчинят ВПК
Фото: ТАСС/Артем Коротаев
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Коллегия Военно-промышленной комиссии РФ, возглавляемая вице-премьером Дмитрием Рогозиным, будет курировать дальнейшую работу по развитию государственной автоматизированной информационной системы ЭРА-ГЛОНАСС. Объявленные прежде планы поделить акции АО «ГЛОНАСС» — оператора системы ЭРА-ГЛОНАСС — между «Ростехом» и «Роскосмосом» реализованы не будут. Вместо этого решено интегрировать ЭРА-ГЛОНАСС с системой «Платон».

Заместитель председателя правительства России Дмитрий Рогозин в середине января письменно доложил президенту страны о текущем состоянии дел с системой ЭРА-ГЛОНАСС и представил свои предложения по ее дальнейшему развитию. Вице-премьер обратил внимание на разрозненность внедрения проектов транспортных телематических систем на основе ГЛОНАСС. В качестве одной из мер, направленных на развитие отечественных геоинформационных технологий, обладающих экспортным потенциалом, он предложил обеспечить взаимодополняемость системы взимания платы «Платон» и государственной автоматизированной информационной системы ЭРА-ГЛОНАСС.

«Использовать практику создания государственно-частных систем транспортной телематики. Обеспечить взаимодополняемость стратегий ЭРА-ГЛОНАСС и государственной системы платы с транспортных средств массой свыше 12 т, — говорится в документе. — Коммерциализацию системы осуществлять за счет платы за использование стандарта и платы за подключение к инфраструктуре».

Как минимум ближайшие два года государство сохранит свои 100% в АО «ГЛОНАСС». Это еще одно из предложений Дмитрия Рогозина.

Финансирование системы осуществляется Минтрансом России за счет средств госпрограммы «Развитие транспортной системы»: в 2016 году — 689 млн рублей, в 2017 году — 589 млн рублей. Объем финансирования на 2017 год составит лишь треть от заявленной потребности — в объеме, достаточном только для поддержания ее работоспособности.

20 января Владимир Путин поставил на документе резолюцию «Согласен» (копия документа имеется в распоряжении «Известий»).

Таким образом, поставлен крест на планах передать АО «ГЛОНАСС» в собственность государственных корпораций «Роскосмос» и «Ростех», в которых сконцентрированы компетенции в сфере навигационно-информационных технологий. По данным Минтранса, проект указа президента о передаче акций АО «ГЛОНАСС» в госкорпорации был внесен ведомством в правительство РФ. С предложением о смене собственников оператора системы выступал советник главы государства Игорь Левитин.

В АО «ГЛОНАСС», выступающем оператором системы ЭРА-ГЛОНАСС, «Известиям» рассказали, что вопрос интеграции ЭРА-ГЛОНАСС с системой взимания платы «Платон» находится в проработке.

— Требуется глубокий аудит систем на предмет синергии, — отметили в пресс-службе компании.

Оператором системы «Платон» является компания «РТ-Инвест транспортные системы», 50% в которой принадлежит Игорю Ротенбергу (сыну бизнесмена Аркадия Ротенберга), 50% — ООО «РТ-Инвест», в котором государственная корпорация «Ростех» владеет 25% акций. В пресс-службе «РТ-Инвест транспортные системы» «Известиям» не предоставили комментариев.

Старший вице-президент по развитию телематики компании Meta System Алексей Шипулин сомневается в возможности прямой технической интеграции систем ЭРА-ГЛОНАСС и «Платон».

— Мы наблюдаем переход системы ЭРА-ГЛОНАСС из рук одной команды в руки другого игрока, который сумел успешно реализовать проект «Платон». Техническая интеграция двух систем вряд ли возможна. Скорее всего, речь идет о том, чтобы переложить расходы, необходимые на поддержание ЭРА-ГЛОНАСС, с бюджета на новую команду, которая развивает «Платон», — считает Алексей Шипулин.

В резолюции, наложенной на обращение Дмитрия Рогозина, Владимир Путин поручил организовать дальнейшую работу по развитию системы ЭРА-ГЛОНАСС в рамках деятельности коллегии ВПК, «учитывая использование двойных технологий в системе».

По данным источника «Известий», близкого к ВПК, в ближайшее время ожидается отставка гендиректора АО «ГЛОНАСС» Андрея Недосекова и смена совета директоров компании. В качестве возможного кандидата на должность главы компании называют Андрея Жерегелю — человека, близкого к Дмитрию Рогозину.

Андрей Жерегеля работал помощником Дмитрия Рогозина в постпредстве РФ при НАТО в Брюсселе. В 2013 году он был назначен заместителем руководителя Росграницы, а в прошлом году перешел в АО «ГЛОНАСС», где трудится заместителем гендиректора по взаимодействию с органами государственной власти. 

В самой компании на данный момент нет информации о кадровых изменениях в ее руководстве. Председателем совета директоров АО «ГЛОНАСС» является министр транспорта России Максим Соколов.

В «Роскосмосе» от комментариев воздержались.

Недовольство Дмитрия Рогозина вызвали слабые финансовые результаты работы системы ЭРА-ГЛОНАСС. В 2016 году ожидаемый доход от коммерческого использования системы составит менее 14% от затрат на ее содержание. Текущее состояние системы ЭРА-ГЛОНАСС не позволяет ей оказывать коммерческие услуги по мониторингу и контролю объектов, а также по передаче данных. Дмитрий Рогозин считает необходимым вывести систему ЭРА-ГЛОНАСС на самоокупаемость к концу 2018 года. До этого момента порядок финансирования он предложил оставить прежним (то есть из бюджета). 

— Если говорить о выходе на самоокупаемость АО «ГЛОНАСС», то решение о соответствующих сроках будет принято при утверждении стратегического документа общества — долгосрочной программы развития (ДПР) на период до 2020 года, — пояснили в пресс-службе ЭРА-ГЛОНАСС. — В настоящее время ДПР АО «ГЛОНАСС» проходит согласование в уполномоченных федеральных органах исполнительной власти.

В «Ростехе» комментариев не предоставили.

Алексей Шипулин считает, что конец 2018 года — крайне оптимистичный срок выхода системы на самоокупаемость. По его мнению, никакой коммерциализации системы не произойдет, пока частный бизнес не увидит коммерческой выгоды для себя. А это станет возможно тогда, когда в системе будут зарегистрированы миллионы автомобилей. Сейчас проект буксует, а автопроизводители постоянно ищут новые поводы отсрочить оснащение автомобилей бортовыми устройствами системы ЭРА-ГЛОНАСС, отмечает эксперт.

В Минтрансе не стали обсуждать перспективы и возможные пути коммерциализации системы.

СПРАВКА «ИЗВЕСТИЙ»

На создание ЭРА-ГЛОНАСС в 2011–2013 годах было затрачено 3,9 млрд рублей из федерального бюджета. В создании инфраструктуры для системы поучаствовали многие известные российские компании. Ядро системы — навигационно-информационную платформу — создала российская компания Luxoft. Поставкой «железа» и интеграцией занимались «Техносерв» и «ЭнВижн». Площадки под оборудование предоставили «Ростелеком» и «МегаФон», каналы связи арендованы у «ВымпелКома», «МегаФона», МТС и «Ростелекома». В штатном режиме ЭРА заработала с 1 января 2016 года — к этому времени автопроизводители уже начали выпуск машин со встроенными бортовыми терминалами: в случае аварии они сразу сообщат в диспетчерский центр точные координаты ДТП. По состоянию на 1 декабря 2016 года в системе зарегистрировано более 188 тыс. автомобилей, при этом было принято и обработано 220 экстренных вызовов.​​​​​​​

Прямой эфир