Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

«Оскар-2017»: ошибочная победа «Ла-Ла Ленда» и влияние реформ

Чем запомнилась 89-я церемония вручения награды — в материале «Известий»
0
«Оскар-2017»: ошибочная победа «Ла-Ла Ленда» и влияние реформ
Фото: REUTERS/Lucy Nicholson
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

26 февраля в театре «Долби» состоялось вручение премии «Оскар». Лучшим актером был признан Кейси Аффлек («Манчестер у моря»), лучшей актрисой — Эмма Стоун («Ла-Ла Ленд»), а лучшим режиссером — Дэмьен Шазелл. Главная же награда вопреки ожиданиям досталась не мюзиклу «Ла-Ла Ленд», а картине Барри Дженкинса «Лунный свет». При этом объявление победителя получилось по-голливудски драматичным.

На сцену «Долби» вышли актеры Уоррен Битти и Фэй Дэнауэй, которым досталась честь объявить имя главного лауреата премии «Оскар». Лучшим фильмом был назван «Ла-Ла Ленд», но как только съемочная команда мюзикла поднялась за статуэтками, а продюсеры приступили к благодарственной речи, вручение награды было прервано. Оказывается, произошло недоразумение и победителем в данной категории стал «Лунный свет».

— Я открыл конверт, и там был листок с надписью: «Эмма Стоун, «Ла-Ла Ленд». Вот почему я так долго мешкал, глядя то на вас, то на Фэй. Это не шутка, — объяснил ошибку Битти.

Чем еще запомнится 89-я церемония вручения премии «Оскар», разбирались «Известия».

Ожидания киноманов

Сразу же после объявления оскаровских номинантов «Известия» запустили опрос, предложив зрителям выбрать своих лауреатов. В категории «Лучший фильм» с огромным преимуществом победил «Ла-Ла Ленд», собрав 47% голосов. Возможно, разрыв между мюзиклом Шазелла и «Лунным светом» был бы чуть меньше, выйди картина Дженкиса в российский прокат парой недель раньше. Но даже в этом случае «Лунный свет» мог бы конкурировать разве что с научно-фантастическим фильмом Дени Вильнева «Прибытие», который расположился на второй строчке зрительского рейтинга.

Куда более тесная борьба развернулась в категории «Лучший актер». Но и тут зрители не угадали, отдав предпочтение не Кейси Аффлеку, а Райану Гослингу. А вот лучшую актрису читатели «Известий» назвали правильно: за Натали Портман было отдано 34% голосов, а за нынешнюю лауреатку премии «Оскар» Эмму Стоун — 39%. Зрители также угадали победителя в категории «Лучший режиссер», выбрав Шазелла (49%), а не Мела Гибсона (30%).

«Оскар-2017»: ошибочная победа «Ла-Ла Ленда» и влияние реформ

Работа над ошибками

В 2016 году вспыхнул громкий расистский скандал, начатый супругой Уилла Смита Джадой Пинкетт-Смит, которая раскритиковала Американскую академию за отсутствие темнокожих актеров в списке номинантов. В частности, среди кандидатов на победу не было ее мужа, сыгравшего талантливого ученого в соцдраме «Защитник».

Скандал стремительно развивался, что привело к серии звездных бойкотов. Среди протестующих были не только влиятельные темнокожие кинематографисты, но и белые знаменитости. Под натиском критиков киноакадемия была вынуждена принять ряд реформ, о чем лично сообщила президент организации Шерил Бун Айзекс. Например, отныне статус академиков проверяется каждые десять лет и те, кто принимает активное участие в жизни киноиндустрии, получат право голоса на следующие десять лет. Тем членам организации, которые когда-либо номинировались на «Оскар» или выбирают лауреатов более трех десятилетий, право отдавать свой голос предоставляется пожизненно.

На фоне прошлогоднего расистского скандала 2017-й сильно облегчил «Оскару» задачу хотя бы тем, что в прокат вышло сразу несколько достойных картин с темнокожими актерами. «Лунный свет», рассказывающий о жизни мальчика, его юности и взрослении, и «Ограды» Дензела Вашингтона покорили критиков по всему миру. А учитывая, что академия любит Вашингтона и уже дважды награждала его золотыми статуэтками, никто не удивился бы, окажись он вновь победителем.

Восхождение Шазелла

«Оскар-2017»: ошибочная победа «Ла-Ла Ленда» и влияние реформ

«Ла-Ла Ленд» не столько о золотой эре мюзиклов, Райане Гослинге и Эмме Стоун, которая могла бы запросто уступить в борьбе великой Изабель Юппер. В первую очередь «Ла-Ла Ленд» — о Дэмьене Шазелле, который стал самым молодым обладателем премии «Оскар» за лучшую режиссуру, и истории его восхождения.

Одной из ключевых сцен предыдущей работы Шазелла, драмы «Одержимость», был семейный обед, в ходе которого велись серьезные споры о наследии и предназначении человека. В ней герой фильма, желающий стать великим музыкантом, ловко оправдывал свое честолюбие. Да, гордыня, да, быть хорошим человеком и любящим семьянином очень важно, но куда значительнее оставить за собой великий след и продолжать влиять на сердца и умы людей спустя много лет после своей кончины. Для этого требуются сверхусилия, а взрывной волной может накрыть любимых, но такова цена бессмертия.

Умение работать с чужим материалом, как со своим, — признак высочайшего мастерства. Именно его Шазелл продемонстрировал в «Ла-Ла Ленде», сняв фильм в духе мюзиклов старой школы. «Одержимость», в свою очередь, была в некотором смысле авторским проектом, сгенерированным на собственном источнике. Сочетать обе техники, да еще и на таком уровне, могут даже не все признанные режиссеры, и остается только гадать, каких еще высот может достичь Шазелл.

Возвращение ветерана

«Оскар-2017»: ошибочная победа «Ла-Ла Ленда» и влияние реформ​​​​​​​

Около 10 лет назад Мел Гибсон попал в череду скандалов, которые привели к добровольно-принудительному изгнанию актера из когорты голливудских звезд. Двери «фабрики грез» для него закрылись, и хотя в кино он сниматься продолжил, за режиссуру браться не рисковал. Желание избавиться от любых ассоциаций с Мелом демонстрировали даже на ТВ, пригласив на главную роль в телеремейке «Смертельного оружия» максимально непохожего на него актера — Клейна Кроуфорда, известного по сериалу канала Sundance «Ошибки прошлого». Однако, получив в 2014 году награду за вклад в киноискусство в Карловых Варах, Гибсон заявил, что ни о чем жалеет. «Но сейчас вкладываться в свои проекты я не собираюсь. Я же не дурак», — прокомментировал ситуацию оскаровский лауреат.

Так или иначе, возможность вернуться в режиссерское кресло Гибсону представилась. Спустя 10 лет после «Апокалипсиса» он выпустил очаровательную в своей бесхитростности драму «По соображением совести». Картина рассказывает о жизни рядового Десмонда Досса, который, отправляясь на войну с японцами, не только отказывается стрелять во врага, но даже держать в руках винтовку. Тонкими в этом старомодном, диком и вместе с тем сентиментальном фильме оказались лишь мотивы героя. Будучи сыном ветерана войны, ищущего искупление на дне бутылки, Досс постарался пройти поля боя так, чтобы не страдать всю оставшуюся жизнь от мук совести, сохранить жизни десятка раненых солдат и не превратиться в своего отца.

Военную драму Гибсона приняли тепло, и режиссер перестал быть персоной нон грата в Голливуде. Готовность сотрудничать с ним выразили крупнейшие американские агентства, включая CAA и UTA, а мейджоры предложили ему возглавить съемки продолжения «Страстей Христовых».

Прямой эфир