Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Подари мне «Лунный свет»

Инди-драма из жизни чернокожего гетто может отобрать главный «Оскар» у «Ла-Ла Ленда»
0
Подари мне «Лунный свет»
Фото: Парадиз
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В российском прокате — «Лунный свет», один из фаворитов оскаровской гонки, мрачная элегия об обретении себя в чернокожем гетто Майами.

Благодаря сериалам вроде «C.S.I.: Майами» или «Декстер» этот курортный город с пальмами и роскошными пляжами постоянно подтверждает статус одного из самых неблагополучных мест в Америке, но даже в этих криминальных драмах нет такой душной атмосферы, как здесь. «Лунный свет» ― это три новеллы из жизни Широна, афроамериканца из неблагополучной семьи, три этапа его жизненного пути ― детство, отрочество, зрелость, ― отмеченные печатью нетерпимости и поисками себя.

Это всего второй фильм независимого режиссера Барри Дженкинса, и уже несомненный хит. Вопреки не самому кассовому сюжету «Лунный свет» не только покорил критиков, но и уже четыре раза окупил свой пятимиллионный бюджет. Также картина имеет все шансы отобрать главный «Оскар» у всеми любимого «Ла-Ла Ленда». Фильмы уже столкнулись на «Золотом глобусе» и мирно разошлись: мюзикл Дэмьена Шазелла взял приз как лучшая комедия, а «Лунный свет» ― как лучшая драма. На «Оскаре» номинация «За лучший фильм» будет уже одна.

По-настоящему порадоваться за режиссера, который смог прорваться в высшую лигу, мешает здоровое сомнение: сколько в этом ажиотаже вокруг фильма искренности, а сколько ― пресловутой политкорректности? Кто не помнит, прошлый оскаровский год прошел под знаком «расового скандала» ― Американскую киноакадемию обвинили в дискриминации темнокожих кинематографистов, которых почти не оказалось среди номинантов. В этом году неофициальная квота оказалась перевыполнена. Например, тихий и скромный «Лунный свет» отхватил сразу восемь номинаций.

Конечно, Дженкинс ни в чем не виноват. Проект задумывался задолго до скандала, а «афроамериканская тема» была главной в творчестве режиссера вне зависимости от конъюнктуры. Его полнометражный дебют «Лекарство от меланхолии» (2008) был странным ромкомом, где случайная встреча двух людей оборачивается драмой об обретении этнической идентичности. Ровно так же «Лунный свет» ― история про конкретный жизненный опыт жителя гетто.

Основная претензия к фильму ― чрезмерная, какая-то бронебойная серьезность. «Лунный свет» снят так, словно никто до этого не снимал кино про экзистенциальные поиски. Это не неопытность, как может показаться. Режиссер прекрасно знает, что повторяется, ― дело в том, что раньше эти слова не говорил парень из негритянского гетто. Нам эту позицию легко понять ― у нас тоже есть режиссеры, которые любят снимать блокбастеры «под Голливуд» так, как будто Голливуда не существует.

Монументальность позы сглаживает автобиографическая искренность, тем более что режиссеры из инди-движения как никто умеют извлекать энергию из неловких ситуаций. Кроме того, в фильме много прекрасных темнокожих актеров. Больше всего российскому зрителю известна Наоми Харрис в роли матери Широна («007: Координаты «Скайфолл»), остальных мы могли видеть в сериалах: Махершала Али ― в «Карточном домике», а Андре Холлэнда ― в «Больнице Никербокер». Харрис и Али даже получили персональные номинации на «Оскар».

Главное же, что следует знать о фильме, ― это действительно кино. В какой-то момент становится совершенно неважно, что за скандалы там происходят с «Оскаром». Есть вещь поважнее, а именно ― предаст ли друг Широна или всё обойдется.

Прямой эфир