Госдума регламентирует прокурорские проверки малого бизнеса
На следующей неделе Госдума рассмотрит законопроект, который регулирует основания и порядок прокурорских проверок предприятий малого и среднего бизнеса. Документ, внесенный правительством РФ, призван исключить случаи произвола со стороны проверяющих.
Действующее законодательство устанавливает право органов прокуратуры проводить проверки, но сама процедура не регламентирована. Отсутствие четких полномочий оставляет возможность для самоуправства. Новая процедура контроля позволит создать наиболее комфортные условия для развития бизнеса, отметили в профильном комитете ГД по безопасности и противодействию коррупции. Он рекомендовал принять законопроект во втором чтении.
Председатель комитета Василий Пискарев напомнил, что в своем послании Федеральному собранию в декабре 2016 года президент РФ Владимир Путин потребовал усовершенствовать работу контрольно-надзорных органов, осуществляющих проверку бизнеса.
— Цель инициативы — снизить давление со стороны госорганов на российского предпринимателя, в первую очередь на малый бизнес, — пояснил Василий Пискарев.
Законопроект был внесен в Думу еще в августе 2015 года для реализации постановления Конституционного суда, который обратил внимание, что нарушение сроков исполнения требований прокуратуры предполагает наступление административной ответственности, однако конкретные предельные сроки законом не установлены.
В октябре 2015 года инициативу приняли в первом чтении. Однако затем со стороны различных структур, в том числе бизнеса, поступили возражения. В итоге процедура согласования новой редакции затянулась.
Срок предоставления документов
В основном споры велись вокруг сроков предоставления документов по требованию прокуроров и их возврата — из-за этого сильно тормозится работа проверяемого предприятия.
Нынешняя редакция, рекомендованная ко второму чтению, устанавливает, что все необходимые материалы и документы должны представляться безвозмездно в течение пяти рабочих дней с момента поступления требования прокурора, а в ходе проведения проверок исполнения законов — в течение двух дней. До одних суток сокращается срок при наличии угрозы причинения вреда жизни или здоровью граждан, имуществу, окружающей среде, безопасности государства, а также при наличии чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
При этом прокурор может установить более длительные сроки, а если по объективным причинам проверяемый не смог предоставить информацию, он обязан установить новый срок, который не будет включаться в общее время проведения проверки.
Устанавливается, что прокурор не вправе требовать у организации информацию, не обусловленную целями проверки или не относящуюся к ее предмету, а также материалы, которые ранее уже передавались органам прокуратуры или были официально опубликованы в средствах массовой информации, либо размещены на официальном сайте организации.
Срок проведения проверок
Законопроектом оговаривается, что срок проведения проверки не должен превышать 30 календарных дней со дня ее начала. В исключительных случаях он может быть продлен не более чем еще на 30 календарных дней. Но решение об этом может быть принято только генеральным прокурором или его уполномоченным заместителем.
Прописаны и обстоятельства приостановления проверки, ее общий срок не должен превышать шести месяцев. При этом законопроект запрещает прокурорским работникам не возвращать изъятые оригиналы документов, так как это может повлечь длительную остановку работы всего предприятия. Исключением станут случаи, когда результаты проверки нужны для решения вопроса об уголовном преследовании.
Первый заместитель председателя комитета ГД по безопасности и противодействию коррупции Эрнест Валеев отмечает, что изменения также расширяют возможности для прокуроров.
— Раньше прокурор имел право проверять исключительно те материалы, которые относились к предмету проверки. Теперь, если в ходе ревизии получены сведения о наличии в деятельности проверяемой организации иных нарушений законов, может быть принято решение о расширении предмета проверки для эффективного и оперативного реагирования со стороны прокуратуры, — пояснил депутат.
Представители бизнеса поддержали
— Законопроект в целом позитивный, упорядочивает проведение прокурорских проверок, ограничивает основания, предмет и сроки их проведения. Так, вводится прямой запрет дублировать полномочия и проводить проверку вместо иных органов власти, а также запрет выходить на проверку, если необходимые сведения можно подтвердить иными способами (такие правила уже сейчас применяются органами прокуратуры). Вводится новый документ «решение о проведении проверки», в нем будут указаны основания проверки, ее цели и предмет. С ним будут знакомить до начала проверки, — рассказал руководитель Экспертного центра при уполномоченном при президенте РФ по защите прав предпринимателей Анастасия Алехнович.
При этом она выразила сожаление по поводу того, что по-прежнему нет информации о реальном числе проверок прокуроров. Правильно было бы включить эти данные в единый реестр, оператором которого выступает Генпрокуратура. По словам эксперта, сейчас в него не входят проверки, которые проводятся самой прокуратурой, а только проверки контрольно-надзорных органов по 294 ФЗ - таких значительное количество.