Пилотируемую космонавтику доверили Олегу Фролову
Вице-премьер Дмитрий Рогозин распорядился сформировать рабочую группу по развитию пилотируемой космонавтики на период до 2025 года и дальнейшую перспективу. Возглавить эту группу вице-премьер поручил члену коллегии ВПК Олегу Фролову. Тем самым Дмитрий Рогозин неожиданно вывел вопрос формирования космической политики России за пределы компетенции госкорпорации «Роскосмос».
Распоряжение Дмитрия Рогозина датировано 2 февраля (копия есть в распоряжении «Известий»). «Создайте совместную с Фондом перспективных исследований» и ФГУП ЦНИИмаш рабочую группу по развитию пилотируемой космонавтики (РГПК) на период до 2025 года и дальнейшую перспективу под руководством члена коллегии Военно-промышленной комиссии Российской Федерации Олега Петровича Фролова, совместно определите ее состав и план работы», — говорится в распоряжении.
Олег Фролов разбирается в теме: он работал первым заместителем руководителя Федерального космического агентства Владимира Поповкина в 2012–2013 годах. В числе прочих вопросов Олег Фролов тогда курировал пилотируемые программы: всё, что связано с подготовкой и обеспечением космонавтов (включая непосредственную координацию деятельности Центра подготовки космонавтов и ЦНИИмаша, где базируется Центр управления полетами).
По словам источников, знакомых с работой ВПК, сейчас Олег Фролов — основной консультант Дмитрия Рогозина по вопросам, связанным с космической деятельностью. Теперь именно ему поручено возглавить рабочую группу, которой предстоит заняться вопросами политического масштаба.
Векторально решения РГПК вряд ли будут сильно расходиться с объявленными прежде самим Дмитрием Рогозиным целями отечественной пилотируемой космонавтики. Именно курирующий космос и ОПК вице-премьер в апреле 2014 года обозначил «освоение с последующей колонизацией Луны и окололунного пространства, подготовку и начало освоения Марса и других объектов Солнечной системы» стратегическими задачами российской пилотируемой космонавтики.
В виде декларируемых целей это направление актуально и сегодня: научные коллективы предлагают ракеты сверхтяжелого класса, проектируется лунная база, даже лунный полигон и лунная астрономическая обсерватория.
В реальной жизни дела с лунной программой обстоят неважно: Федеральная космическая программа на 2016–2025 (ФКП-25) годы утверждалась в условиях жесткой экономии бюджетных средств, и в ходе согласования в правительстве из нее вычеркнули проекты, непосредственно связанные с обеспечением пилотируемой экспедиции на спутник Земли. Так из текста ФКП-25 выпал проект «Создание лунного взлетно-посадочного комплекса» (ОКР «ППТК-2»), без которого достижение лунной поверхности человеком невозможно.
Нет никакой ясности и с ракетами, с помощью которых планируется осваивать Луну: прежде РКК «Энергия» (головная организация «Роскосмоса» по пилотируемым программам) разработала сложную многопусковую схему, которая позволяла отказаться от создания сверхмощной ракеты и отправить экспедицию на Луну, произведя четыре пуска за короткое время. Но и этот проект попал под секвестр, поскольку для его реализации требовалось построить два стартовых стола для «Ангары» на Восточном. Деньги на один из этих столов из бюджета вычеркнули, в результате многопусковая схема потеряла актуальность, и в «Роскосмосе» вновь заговорили о перспективе создания сверхтяжелого носителя. Решение о его создании не принято.
Фактически из «лунных» статей в ФКП-25 выжило только создание корабля «Федерация», который будет способен достигать лунной орбиты. Но его создание началось до возникновения программы освоения Луны как стратегической цели пилотируемой космонавтики. Собственно, главная цель создания «Федерации» — замена сегодняшним космическим кораблям «Союз», которые проектировались в 1960-е годы прошлого века.
В госкорпорации «Роскосмос» новость о формировании новой рабочей группы восприняли с удивлением.
— Российская пилотируемая космонавтика — общепризнанный лидер, в «Роскосмосе» готовят и выполняют пилотируемые программы исполнительный директор Сергей Крикалев, летавший в космос шесть раз, и генеральный конструктор пилотируемых программ РФ, генеральный конструктор РКК «Энергия» академик РАН Евгений Микрин, безусловные профессионалы, — отметил официальный представитель госкорпорации Игорь Буренков. — Разумеется, если есть подобное распоряжение, «Роскосмос» его выполнит — как положено.
Эксперты не видят актуальных задач для новой рабочей группы.
— До 2025 года у нас есть ФКП-25, и менять ее сложно — только в случае увеличения финансирования. Дай бог выполнить программу в принятом виде, — заявил научный руководитель Института космической политики Иван Моисеев. — Мы понимаем, что формирование пилотируемой программы — это продукт труда многих организаций, консенсуса среди научной элиты и целеполагания с самого верха. Так что Олег Фролов тут с целой рабочей группой вряд ли что сможет решить.
Член-корреспондент российской Академии космонавтики Андрей Ионин считает, что время для принятия концептуальных решений по пилотируемой космонавтике пока не пришло.
— Мир космонавтики сейчас на переломе. Меняется всё: целеполагание, отношения заказчик–подрядчик и т.д. Вполне возможно, что через 10 лет контрагентами «Роскосмоса» в США будет уже не NASA, а SpaceX, компания Илона Маска. И это будет уже иной характер отношений. Сейчас, я считаю, рано принимать какие-то масштабные решения на далекую перспективу, потому что всё очень быстро меняется, — отметил эксперт.
В аппарате Дмитрия Рогозина от комментариев воздержались. Олег Фролов на звонки не ответил.