Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Независимое кино: гуманистический пафос и зрительский успех

25-летие картины «Бешеные псы» на фестивале «Сандэнс» отметили с участием Квентина Тарантино
0
Независимое кино: гуманистический пафос и зрительский успех
Фото: Getty Images/Nicholas Hunt
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В американском штате Юта завершился один из крупнейших в мире фестивалей независимого кино «Сандэнс». Особо ценными для участников оказались призы зрителей: попасть в прокат — мечта всех представителей авторского кинематографа.

Иронично-восторженный тон церемонии награждения задала темнокожая ведущая Джессика Уильямс, участница ежедневного новостного ток-шоу на комическом телеканале и исполнительница одной из двух главных ролей в фильме «Люди, места, вещи», показанном на «Сандэнсе» в 2015-м. Само ее появление на сцене — наглядный пример круговорота талантов вокруг института и фестиваля «Сандэнс», который обеспечивает преемственность идей и поколений художников экрана.

Практически все многочисленные члены разных жюри были в той или иной степени продвинуты в профессии благодаря долгоиграющему проекту Роберта Редфорда (институт «Сандэнс», как и одноименный фестиваль, был создан актером с целью развития и поддержки независимого кино. — «Известия»). Исключение составлял, пожалуй, актер Питер Динклэйдж — Тирион Ланнистер из сериала «Игра престолов», который вручил Большой приз жюри американскому игровому фильму «В этом мире я больше не чувствую себя дома» (режиссер Мэкон Блер).

Всего призов было более 40. 27 из них вручались на заключительной церемонии, остальные был розданы в предшествующие дни, и их в какой-то мере затмила главная сенсация завершающей части фестиваля — приезд Квентина Тарантино на 25-летие своей первой полнометражной картины «Бешеные псы», впервые показанной на «Сандэнсе».

По поводу раздачи призов можно было бы сыронизировать: «Каждой твари по паре», если бы не специфическая задача фестиваля — продвигать новые таланты, а значит, по возможности отмечать не столько их недостатки, сколько достоинства. Хотя в премированных документальных фильмах «Последний человек в Алеппо» (Дания–Сирия, режиссеры Фераз Файад и Стен Йоханнессен) или «Икарус» (режиссер Брайан Фогель, новый специальный приз жюри «Оруэлл») есть суждения, которые могут показаться нам спорными, гуманистический пафос всегда остается на первом плане.

Об этом свидетельствуют и два других главных приза жюри, врученных документальному фильму «Дина» (США, режиссеры Дэн Сиклс и Антонио Сантини) и игровому «Случай в отеле «Нил Хилтон» (Швеция–Германия–Дания, режиссер Тарик Салех), как и большинство фильмов программы, порождающих специфическую творческую атмосферу фестиваля.

В иерархии наград призы зрителей, присуждаемые голосованием, нередко оказываются важнее премий профессиональных жюри. Так, зрительский приз — единственная награда в разделе NEXT — достался фильму «Гук» об иммигрантах. Интересно отметить, что попал я на него не благодаря репутации фильма, а случайно — в соседнем зале, где я собирался посмотреть «Историю с привидениями», не осталось свободных мест.

Другие призы зрителей достались лентам «В поисках кораллов» режиссера Джефа Орловски — о судьбе коралловых рифов и экологической опасности; «Краун Хайтс» (режиссер Матт Раскин) — игровому варианту реальной истории расследования несправедливого судебного приговора; «Джошуа: подросток против могущества власти» (режиссер Джо Пискателл) — о юном гонконгском диссиденте; «Вижу сны на другом языке» (режиссер Эрнесто Контрерас) — о встрече последних двух носителей умирающего языка зикрил. Уже этот перечень дает представление о политических и культурных предпочтениях участников и зрителей фестиваля «Сандэнс».

Прямой эфир