Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
Путин расширил перечень оснований для увольнения иностранных граждан
Мир
СМИ узнали о снятии Германией ограничений на экспорт оружия в Израиль
Мир
В Кремле заявили об отсутствии в России сторонников конфронтации с НАТО
Мир
Сийярто назвал идею ЕС о запрете на покупку российских энергоносителей обманом
Экономика
Власти ослабят валютный контроль за зарубежными «дочками» банков РФ
Мир
Генсек ШОС высоко оценил инициативу РФ создать совет по устойчивому развитию
Мир
Фон дер Ляйен предупредила ЕС о риске экономического тупика для Украины
Мир
Рябков обсудил с послом Израиля ряд вопросов международной безопасности
Мир
WP сообщила о резком росте детской бедности в Великобритании
Армия
ВС РФ сорвали две попытки ВСУ деблокировать окружных боевиков под Купянском
Мир
Мантуров отметил интерес западных партнеров к российской авиационной технике
Мир
В Кремле выразили надежду на проведение саммита между РФ и США
Общество
Глава ФНПР оценил влияние поправок к ТК о платформенной занятости
Мир
Зеленский и Макрон больше минуты стояли молча на совместной пресс-конференции
Авто
Беспилотным грузовикам разрешили ездить по дорогам России без водителя
Спорт
Карпин сообщил о решении покинуть пост главного тренера ФК «Динамо» Москва
Мир
Число погибших в результате тайфунов на Филиппинах достигло 297

Цена адаптации

Минкульт посчитал, сколько денег нужно музеям и театрам, чтобы сделать их доступными для людей с ограничениями по здоровью
0
Цена адаптации
Фото: ТАСС/Кирилл Кухмарь
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

В Петербурге в рамках круглого стола «Культура в инклюзивном обществе» обсудили проблему адаптации музеев и театров под нужды лиц с ограниченными возможностями по здоровью. Первый заместитель министра культуры России Владимир Аристархов рассказал, что министерство завершило мониторинг доступности учреждений культуры для инвалидов. Эти данные легли в многотомный отчет, охватывающий все регионы страны. Благодаря мониторингу стало понятно, сколько денег нужно для организации доступности культурной среды.

Сводная потребность по всем федеральным и региональным государственным учреждениям культуры составила 56,4 млрд рублей. Чиновник уточнил, что эта цифра оценочная и очень приблизительная, она основана на заявках самих учреждений.

— Поэтому мы сделали математическую обработку этих данных, отсеяли явно завышенные  и заниженные заявки и получили скорректированную цифру, которая представляется более реальной, — отметил он. — Это 45,8 млрд рублей.

Минкульт первым из всех федеральных органов исполнительной власти оценил соответствующие потребности в финансах. Представители ведомства надеются, что впоследствии такая работа будет проведена и другими министерствами.

При этом Владимир Аристархов объяснил, что сумма в 45–56 млрд рублей касается затрат на ремонт и оборудование для учреждений культуры в рамках создания безбарьерной среды. Другие участники встречи подняли темы, о которых представитель Минкульта не сказал.

— Доступная среда — не только пандусы и таблички по Брайлю. Речь должна идти и о доступности экспонатов, доступности услуг персонала, — рассказал «Известиям» президент благотворительного фонда поддержки слепоглухих «Со-Единение» Дмитрий Поликанов. — Сотрудники учреждений культуры должны обладать навыками общения с инвалидами. Слабовидящим нужно дать возможность потрогать часть произведений искусства, в том числе те, что уже есть в экспозиции, — музею это ничего не будет стоить. Также нужно создавать специальные 3D-модели экспонатов. И не обязательно сразу покупать 3D-принтер. Некоторые современные школы уже имеют такую технику в арсенале. Музеи могут договориться со школами, чтобы в рамках практики дети сделали ту или иную модель.

Наконец, каждый музей мог бы обучить одного своего сотрудника языку жестов, такие курсы работают даже онлайн. По мнению главы «Со-Единения», адаптация учреждений культуры — вопрос не столько денег, сколько взаимодействия и организационных решений, которые вполне можно принять.

Однако, как признался Владимир Аристархов, во время мониторинга доступной среды специалисты Министерства культуры столкнулись с неожиданной трудностью.

— В России до сих пор никто не ведет учета инвалидов по типам. Мы знаем, что чуть менее 10% населения имеют статус инвалида. Но у нас отсутствуют точные официальные цифры, сколько из них инвалидов по слуху, сколько по зрению, сколько инвалидов-колясочников, — рассказал он.

Есть лишь оценочные данные Минтруда о том, что в стране примерно 190 тыс. инвалидов по слуху, примерно 320 тыс. инвалидов по зрению и примерно 240 тыс. инвалидов-колясочников.

Владимир Аристархов добавил, что с введением с 1 января 2017 года федерального регистра инвалидов к концу будущего года Минкульт сможет получить более достоверные данные, которые так необходимы в работе.

Первый заместитель министра культуры пообещал постепенно добиваться выполнения описанных потребностей и дал понять, что цифра в 45–56 млрд пока не является руководством к действию, но «дает представление о масштабе работ, которые будут проделаны в будущем».

— Минтруд запускает всероссийский регистр инвалидов. Безусловно, данные будут заноситься постепенно, но со временем картина станет ясной, — говорит Дмитрий Поликанов. — Проблема с отсутствием данных еще и в том, что многие материалы по медико-социальным экспертизам инвалидов находятся в бумажном виде, их еще предстоит перевести в электронный.

Еще один участник круглого стола — помощник председателя Всероссийского общества инвалидов и член рабочей группы по вопросам создания условий для участия инвалидов в культурной жизни общества Тамара Золотцева рассказала «Известиям», что, помимо перил и пандусов, которые, вероятно, составляют большую часть заявленных потребностей учреждений культуры, есть очень много «мелочей», которые портят жизнь людям с ограничениями по здоровью.

— Нужно оборудование санитарных комнат и даже, извините за подробность, поручни в туалетах на определенной высоте с двух сторон. Перила на лестницах должны быть двух уровней — для тех, кто идет, и тех, кто едет на коляске. Пол не должен быть скользким. Уклон пола тоже должен быть специальным. Нужны быть тревожные кнопки, — перечислила Тамара Золотцева.

Отдельные музеи уже сейчас смогли организовать у себя безбарьерную среду. К примеру, приятное впечатление на Золотцеву произвел музей кружева в Вологде, где старинное здание оборудовали по последнему слову техники для нужд самых разных экскурсантов. А музей Врубеля в Омске начал размещать объемные тактильные модели, которые слабовидящие посетители могут трогать руками. И таких примеров становится всё больше.

Читайте также
Прямой эфир