Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
Суд арестовал второго фигуранта по делу о подрыве автомобиля экс-сотрудника СБУ
Происшествия
Военный корреспондент «Известий» Семен Еремин погиб в зоне СВО
Мир
Нидерланды выделят еще более €200 млн на ПВО и боеприпасы для Украины
Происшествия
Обвиняемых в нападении на мужчину в Москве подростков арестовали
Мир
Четыре армянских села перешли под контроль Азербайджана
Мир
МИД пригрозил Сеулу ответом на попытки отменить русскую культуру
Происшествия
В Воронежской и Курской областях объявили опасность атаки беспилотников
Мир
В Белом доме заявили о готовности возобновить поставки оружия Украине
Мир
В США начали шутить над конгрессвумен Грин за попытки заблокировать помощь Киеву
Общество
Семен Еремин погиб в зоне СВО при подготовке репортажа
Общество
Открытие ММКФ началось с минуты молчания в память о жертвах теракта в «Крокусе»
Мир
Байден назвал нынешнюю Республиканскую партию «котом другой породы»
Общество
Массив воды придет из Курганской области в Тюменскую в течение нескольких дней
Общество
В Петербурге перенесли запуск фонтанов на 27 апреля из-за снегопада
Мир
Владелец соцсети Х Илон Маск выступил против запрета TikTok в США
Происшествия
Силы ПВО сбили три беспилотника над Белгородской областью

Полный провал!

Театральный музей в Петербурге посвятил выставку не сразу признанным шедеврам
0
Полный провал!
«Чайка» 17 октября 1896 года в Александринском театре. Фото предоставлено пресс-службой Театрального музея
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Оригинальную тему выбрал для экспозиции «Полный провал» Санкт-Петербургский музей театрального и музыкального искусства. Объектом внимания музейщиков стали сценические неудачи, которые позже были признаны классикой мирового театра.

— Мы хотели отразить курьезы и парадоксы, произошедшие в истории театра, — рассказала старший научный сотрудник музея Наталья Вайнберг. — Как случилось, что провалились «Кармен», «Лебединое озеро», «Весна священная» и чеховская «Чайка»? Мне кажется, что эта выставка даст надежду молодым, дерзким творцам, которые потерпели неудачу на премьерах. Хочется пожелать им не отчаиваться и продолжать делать свое дело.

История посредством экспонатов петербургской выставки свидетельствует: «В 1868 году в Милане провалилась опера «Мефистофель», длилась она пять с половиной часов и закончилась в полночь… Подлинное рождение этой оперы произошло в 1901 году в Ла Скала с Шаляпиным в заглавной партии».

«Лебединое озеро», Москва, Большой театр, 1877 год. Критик Герман Ларош писал, что «по танцам это едва ли не самый казенный, скучный и бедный балет, что дается в России». Неудача в Москве закрыла балету доступ на петербургскую сцену. Оказывается, первое появление на сцене «Лебединого озера» в постановке чешского балетмейстера Вацлава Рейзингера не вызвало у зрителей никакого энтузиазма.

Ни аплодисментов, ни свиста не раздалось в Петроградском театре оперы и балета 7 марта 1923 года, когда публике был показан балет «Величие мироздания» Федора Лопухова. Псевдопровал перечеркнул целое направление в советской хореографии. В постановке участвовал Джордж Баланчин, впоследствии воплотивший в жизнь многие замыслы своего наставника. 

Полным провалом стала и премьера «Чайки» 17 октября 1896 года в Александринском театре. Чехов воспринял неудачу спектакля как личный крах — уехал не только из театра, но и из Петербурга.

Полный провал!








А вот на скандальной премьере «Весны священной» в постановке Вацлава Нижинского Сергей Дягилев, напротив, потирал руки: «Вот это настоящая победа! Пускай себе свистят и беснуются! Внутренне они уже чувствуют ценность, и свистит только условная маска. Увидите следствия».

Еще факт. Вацлав Нижинский, новатор танца, «человек-птица», «второй Вестрис», был уволен из Мариинского театра по требованию императорской семьи за слишком откровенный костюм в балете «Жизель»...

Канули в Лету времена, когда публика освистывала спектакль, демонстративно топая ногами, забрасывала актеров тухлыми яйцами и гнилыми помидорами. Но остались в мемуарах, архивах, музеях многие драматические истории. Экспозиция представляет редчайшие артефакты: снимки гравюр первой постановки «Лебединого озера», фотографии репетиций балета Шостаковича «Болт» (1931), который не дошел даже до премьеры. Отзывы зрителей и критиков, шаржи…

Здесь же можно ознакомиться с великолепными театральными байками. Например, такой: «Однажды Станиславский в «Трех сестрах» в роли Вершинина представился Лужскому, игравшему Андрея Прозорова: «Прозоров». Лужский поперхнулся и ответил сдавленным голосом: «Как странно — я тоже».

Выставка будет работать до 4 декабря.

Прямой эфир