Владимир Зельдин: «У нас уникальная страна. Любите ее»
Владимир Михайлович Зельдин до последнего выходил на сцену. После спектакля народный артист СССР по заведенной традиции отправлялся с супругой ужинать в ресторан. Частенько пару можно было встретить в заведении недалеко от станции метро «Добрынинская». Традиционная русская кухня, пирожки и морс.
Как только Владимир Михайлович появлялся в ресторане, поклонницы и поклонники всех возрастов и положений — от юных официанток до бизнесменов и чиновников — хотели сделать с ним селфи. Зельдин никому не отказывал. Внимательно выслушивал комплименты и приглашал на спектакль «Танцы с Учителем», предупреждая: «Позаботьтесь о билетах заранее — как правило, их трудно достать». И это было чистой правдой. Посмотреть на живую легенду всегда собирался огромный зал Театра Российской армии.
А он, будучи прославленным артистом, жил в маленькой квартирке недалеко от театра. Настолько маленькой, что Зельдин однажды не смог принять в ней Владимира Путина, который хотел поздравить его с юбилеем.
— Мне позвонили и сообщили, что к нам домой приедет президент, — рассказывал артист. — Я тут же отреагировал: ни в коем случае. В двух маленьких комнатках негде повернуться. Делайте всё, чтобы он не приезжал.
После этого президент прислал за Владимиром Михайловичем машину и актера отвезли в Кремль.
При этом Зельдин постоянно хлопотал за коллег, решал их бытовые и квартирные проблемы, обивал пороги высоких кабинетов. «Раньше мы ходили по райкомам и горкомам с Ниной Афанасьевной Сазоновой, а когда ее не стало, моей напарницей стала Людмила Ивановна Касаткина», — вспоминал Владимир Михайлович.
Они боролись за повышение зарплат артистам, хотя у самого корифея сцены она была небольшой. Выбивали гранты для театра. Ездили с шефскими концертами по гарнизонам и воинским частям, так как Театр Российской армии отчасти подчинялся Министерству обороны.
Зельдин мыслил высокими категориями. Он любил повторять: «Культура имеет первостепенное значение во всех областях нашей жизни. Как говорил академик Лихачев, культура — душа нации. Есть культура — есть держава. Нет культуры — нет державы».
Последний раз мы беседовали с ним в том же ресторане на «Добрынинской» накануне Нового 2016 года. Он уже плохо слышал и видел, но при этом в его светлой голове не путалась ни одна мысль. Зельдин рассказывал о детстве, НЭПе, поездке в Париж… Не возражал, когда я попросила его сделать несколько снимков.
— Если бы не умер Ленин, неизвестно, как бы пошла развиваться страна, — размышлял он. — При нем был НЭП — новая экономическая политика. Это время, когда червонец котировался на международном рынке. Мы экспортировали пшеницу, картошку. Были потрясающие хозяйства так называемых кулаков. А середняком считали бедняка, который водку пил и ничего не делал. Магазины были полны продуктов. Какие окорока, колбасы висели! Их запах и вкус я помню до сих пор. Со смертью Ленина в стране началась коллективизация. Ну это то же самое, когда к вам в квартиру приходят, смотрят на вашу мебель, одежду и, ни слова не говоря, всё это забирают. То же самое было с крестьянином. Забирали лошадь, скотину. Он всё своим трудом зарабатывал, а потом сажали, ссылали, расстреливали. Я испытал всё это.
Несмотря на все пережитые трудности, Владимир Михайлович считал себя патриотом. И, как признавался сам, жить за границей не смог бы ни при каких условиях.
— Я как-то был в Париже на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа, где покоятся Нуреев, Бунин, Галич, Тарковский… Так на могиле белогвардейского офицера было написано: «Дорогой соотечественник, в каком бы уголке мира ты ни был, знай: такой земли, как Россия, нигде нет». На самом деле у нас уникальная страна. Любите и берегите ее…
9 ноября 2016 года народный артист СССР Владимир Зельдин должен был выйти на сцену в очередном своем спектакле — «Танцы с учителем».