Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Премьер назвал профанацией систему целевого набора в вузы

Дмитрий Медведев считает избыточной систему распределения молодых специалистов, а в Минобразования предлагают вернуться к опыту рабфаков
0
Премьер назвал профанацией систему целевого набора в вузы
Фото: ТАСС/пресс-служба правительства РФ/Дмитрий Астахов
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Глава правительства Дмитрий Медведев раскритиковал систему распределения молодых специалистов после окончания вузов по целевому набору и заявил, что на сегодняшний день нет необходимости повсеместно возвращаться к подобной практике, как это было в советское время. На селекторном совещании по вопросу образования премьер заявил, что такой подход может быть только точечным и в отдельных регионах и отраслях.

Система целевого набора в высшие учебные заведения превратилась в профанацию, заявил Медведев в ходе совещания. В половине существующих договоров по такой форме обучения не предусмотрены меры социальной поддержки и не указан срок, в течение которого выпускник обязан проработать на предприятии по окончании вуза.

— Получается, что трудоустройство вообще не предполагается или можно отработать хоть один день, в результате бюджетные деньги потрачены, а та или иная государственная структура — школа или больница — не дождалась молодого специалиста. По сути, это профанация, — пояснил он.

Глава Министерства образования и науки Ольга Васильева предложила внести изменения в действующий закон «Об образовании» и, возможно, в Бюджетный кодекс. Министр предлагает ввести норму трехстороннего договора о целевом обучении между образовательной организацией, органом исполнительной власти и работодателем.

В настоящий момент законом предусматривается заключение такого договора в двустороннем порядке: вуз — работодатель или вуз — орган исполнительной власти. В первом случае высшее учебное заведение заключает соглашение с конкретным предприятием, которое формирует необходимый заказ по подготовке кадров под себя. Во втором — вуз подписывает соглашение с органом исполнительной власти, который формирует заказ на подготовку специалистов по востребованным в регионе профессиям, однако по окончании обучения это не гарантирует студенту получения рабочего места.

По словам Ольги Васильевой, предлагается наделить стороны договора следующими обязанностями: вуз должен проверять его качество и организовывать конкурсы в пределах целевого приема, а также создавать условия для освоения студентом образовательной программы; студент должен успешно учиться, трудоустроиться и проработать в соответствующей организации не менее трех лет; заказчик должен оказывать меры социальной поддержки и предоставить рабочее место на должность, соответствующую уровню квалификационного обучения студента, на срок не менее трех лет. Тех выпускников, кто нарушает условия соглашения, Васильева предложила облагать штрафом на сумму, равную затраченной на обучение.

Эксперты идею поддерживают, однако указывают на нюансы. Директор Института развития образования НИУ ВШЭ Ирина Абанкина считает, что долгосрочные обязательства по предоставлению рабочего места могут брать на себя только крупные компании, но не бюджетный сектор или малые и средние предприятия.

— Такое гарантировать со стороны бизнеса могут только серьезные предприятия, которые имеют стратегические планы развития на 10 лет. К сожалению, это нереалистично и для государственного сектора, и для бюджетников. Сейчас в этом секторе идет оптимизация, объединения, слияния и поглощения различных учреждений. Ни одна школа или детский сад не готовы взять на себя долгосрочные обязательства о том, что через пять лет они возьмут работника. В сложившейся ситуации работодатели не готовы брать на себя ответственность, и именно они в этой схеме трехстороннего договора являются слабым звеном, — считает Абанкина.

Ректор Московского технического университета связи и информации Артем Аджемов считает, что целевой набор может быть использован в личных целях заинтересованными лицами.

— С одной стороны, дело хорошее. У ребят появляется возможность с самого начала своего профессионального пути иметь понимание, где и кем они будут работать при получении соответствующих навыков и умений. Мы выступаем за такие механизмы. Однако есть и минус. Он состоит в том, что в России в качестве целевиков направляют на учебу людей с невысоким баллом ЕГЭ. Если у нас работает схема отбора — у кого ЕГЭ выше, тот и поступил, то в целевом наборе схема немного иная. К сожалению, по нашему опыту, через эту дверцу в вузы попадают люди с невысоким баллом ЕГЭ, что, в свою очередь, наводит на мысль о присутствии личностного фактора, — отметил Аджемов.

Тем временем, как рассказал собеседник «Известий» в Минобразования, в ведомстве готовят законопроект по организации при вузах подготовительных отделений для молодых мам, которые хотят учиться и работать одновременно — аналоги «рабочих факультетов». Предполагается, что документ может быть внесен в Госдуму до конца осенней сессии, чтобы в 2017 году рабфаки могли заработать на экспериментальной основе.

Тему восстановления «рабфаков» поднимала 10 октября министр образования РФ Ольга Васильева на встрече с депутатами комитета Госдумы по образованию и науке.

— Есть очень хорошая инициатива — мамочкам до 30 лет, у которых двое маленьких детей, давать возможность поступать в вуз на подготовительные — это то, что у нас раньше называлось рабфаком, — чтобы она могла дальше учиться и работать, — сказала министр. При этом Васильева отметила, что для качественного обучения этих молодых женщин необходимы ясельные группы для детей 1,5–3 лет.

Напомним, что в 1970–1980-х годах рабфаками называли подготовительные отделения вузов, создававшиеся для целевого приема рабочей и сельской молодежи. Выпускников этого факультета зачисляли в вуз без вступительных экзаменов, засчитывая вместо них результаты выпускных испытаний рабфака. Опрошенные «Известиями» эксперты неоднозначно оценивают инициативу возродить рабфак.

— Когда мы говорим об улучшении демографии, мы должны думать не только о материальной составляющей, но и о возможностях, так как многие женщины, прежде чем родить ребенка, стремятся построить карьеру: они боятся на несколько лет выпасть из профессиональной жизни и потерять свой профессиональный уровень, — считает председатель центрального совета Всероссийского движения «Национальный родительский комитет» Ирина Волынец. — К тому же есть ряд специальностей, изучить которые нельзя дистанционно, — например, медицинские. Мы возвращаем то, что проверено временем, зарекомендовало себя положительно, показало свою эффективность.

— Не думаю, что рабфаки будут очень популярны среди молодых мам. Есть более удобные формы обучения — дистанционное и заочное, — сомневается доцент кафедры общественных связей и медиаполитики РАНХиГС Вера Захарова. — Впрочем, раньше эта форма была востребована. Важно, чтобы это было удобно молодым мамам, и особенно важно, чтобы еще и бесплатно, так как многие молодые семьи с маленькими детьми просто не имеют материальной возможности оплачивать обучение.

Прямой эфир