Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Минфин намерен поддержать регионы

Министр финансов Антон Силуанов рассказал новому созыву Госдумы о приоритетах финансовой политики на три ближайших года
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Все социальные обязательства бюджета на 2017–2019 годы будут выполнены в полном объеме, при этом налоговая нагрузка на бизнес не изменится. Такое обещание дал министр финансов РФ Антон Силуанов, представляя депутатам проект бюджетной политики на ближайшие три года. Согласно документу, правительство намерено сокращать траты резервного фонда, создавать стимулы для бизнеса и усовершенствовать финансовую помощь регионам. В свою очередь, глава Счетной палаты Татьяна Голикова считает, что в представленных Минфином направлениях бюджетной политики есть смысловые противоречия и она нуждается в содержательной доработке.

Расставил приоритеты

Глава Минфина Антон Силуанов, представляя депутатам нового созыва Госдумы проект основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2017–2019 годы, заявил, что все социальные обязательства будут выполнены в полном объеме. Приоритетными для правительства являются майские указы президента РФ, и дополнительные ресурсы для их исполнения уже предусмотрены в федеральном бюджете — на это выделено 50 млрд рублей на три года. По его словам, особое поручение обеспечить приоритет внутри своих бюджетов уже дано соответствующим федеральным ведомствам.

Еще одним приоритетом бюджетной политики, как отметил Силуанов, остается перевооружение армии. Министр подчеркнул, что, несмотря на все финансовые ограничения, задача от президента к 2020 году оснастить армию современным вооружением на 70% должна быть выполнена.

При этом он пообещал парламентариям, что налоговая нагрузка не будет меняться в ближайшие три года, несмотря на все сложности с доходной частью бюджета.

«Мы будем сокращать траты резервного фонда с тем, чтобы обеспечить его наличие в 2019 и в последующие годы. А бюджетное правило позволит пополнять его при наличии благоприятной конъюнктуры», — сказал министр.

Антон Силуанов также пообещал парламентариям, что правительство с помощью налоговой политики будет создавать стимулы для развития бизнеса. В частности, по его словам, предлагается до 2021 года продлить упрощенный порядок налогообложения для малого бизнеса, а для предпринимателей вводится льготный двухгодичный период, во время которого они полностью будут освобождены от уплаты налогов.

По мнению сопредседателя «Деловой России», председателя совета по инвестиционной политике при ТПП Антона Данилова-Данильяна, необходимо всячески поддерживать введенный президентом мораторий на увеличение налоговой нагрузки на бизнес. При этом такой запрет не должен ограничиваться 2018 годом, однако, по мнению эксперта, новые налоговые льготы должны быть очень избирательными.

«У нас, в общем-то, неплохая налоговая система. И если уж и требуются какие-то коррекции, для того чтобы привлекать отдельных инвесторов в те или иные отрасли, то сделано это должно быть путем введения очень избирательных, очень администрируемых налоговых льгот. Так, чтобы, с одной стороны, не породить вакханалии соответствующих решений по налогам и льготам, которые приведут к существенному уменьшению поступлений в бюджет, а с другой — оказать реальное содействие по привлечению инвестиций в те отрасли, которые испытывают дефицит финансовых ресурсов», — подчеркнул он, выразив надежду на соответствующие законодательные инициативы.

Региональный аспект

Отдельное внимание в документе, по словам Силуанова, уделено совершенствованию финансовой помощи субъектам РФ.

«В 23 субъектах РФ имеется недостаток финансовых ресурсов по сравнению с теми возможностями, которые дают доходы и расходы. В связи с этим мы подготовили предложения по усовершенствованию финансовой помощи субъектам РФ. Предложено увеличивать фон выравнивания бюджетной обеспеченности субъектов, с тем чтобы помочь тем регионам, которые нуждаются больше всего. В этой связи мы планируем централизацию части ресурсов со всех субъектов в виде 1% налоговой прибыли», — рассказал депутатам министр.

Он добавил, что ведомством также был сформирован фонд для предоставления грантов наиболее успешным субъектам, которые не получают трансферты на выравнивание. По его словам, объем ресурсов для него определен на уровне 20 млрд рублей. Кроме того, предлагается увеличить с трех до пяти лет срок предоставления дешевых кредитов регионам, не имеющим завышенные расходы.

В качестве дополнительных резервов для наполнения доходной части Минфин предлагает увеличить налог на добычу природных ресурсов, чтобы сохранить сборы с нефтяной отрасли на уровне текущего года. При этом налоги для газового сектора планируется оставить на прежнем уровне. Кабмин также намерен поднять акцизы на табак: они будут повышены почти на 10% по сравнению с тем, что было предусмотрено первоначально.

Также Минфин считает возможным сохранение дефицита федерального бюджета на уровне 1% ВВП после 2019 года. В предлагаемом документе предусмотрена постепенная консолидация бюджета — каждый год по одному процентному пункту. По мнению министра, этот уровень дефицита не будет влиять ни на финансовый рынок, ни на параметры финансовой политики.

В свою очередь, председатель Счетной палаты РФ Татьяна Голикова раскритиковала представленные Минфином основные направления бюджетной политики РФ на 2017–2019 годы. По ее словам, проект нуждается в содержательной доработке, так как в нем «есть смысловые противоречия».

В частности, по ее мнению, прописанное в документе восстановление внутреннего потребительского спроса в 2017 году, которое станет возможно благодаря росту реальных заработных плат, который с учетом индексации фонда оплаты труда бюджетников будет обеспечиваться частным сектором экономики.

«Но не раскрываются причины, по которым в отсутствие конкуренции со стороны госсектора частный сектор будет осуществлять политику роста заработной платы», — уточнила Татьяна Голикова.

Со своей стороны для получения дополнительных доходов глава Счетной палаты предложила увеличить налог на земельные участки, выделенные под жилищное строительство, на которых в установленные сроки объекты не введены в эксплуатацию.

«В основных направлениях налоговой политики уделено внимание вопросу вовлечения в налоговой оборот объектов капитального строительства, поставленных на кадастровый учет, права на которые не зарегистрированы в установленном порядке. В связи с чем прорабатывается вопрос законодательного закрепления обязанности по уплате налога на имущество физических лиц в отношении таких объектов за собственниками земельных участков, на которых расположены указанные объекты. Решить вопрос можно через кратное увеличение налога на земельные участки, выделенные под жилищное строительство, на которых в установленные сроки объекты не введены в эксплуатацию», — пояснила она.

Подводя итоги, глава комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров отметил, что содержание парламентских слушаний было очень высоким и, что очень важно, обсуждение поводилось в открытом режиме, при участии всех заинтересованных сторон.

«В чем мы едины — это исполнение указов президента, приоритетные проекты должны пронизывать содержание государственных программ, и, безусловно, выполнение всех обязательств перед людьми. Ресурсы для этого есть, они связаны в первую очередь с повышением эффективности бюджетных расходов», — заключил глава комитета.

Прямой эфир