Пациентам помогут наказать врачей за ошибки
Национальная медицинская палата инициирует создание по всей стране комиссий по независимой медэкспертизе, в которую войдут юристы и эксперты некоммерческих медицинских организаций. Как сообщил президент организации Леонид Рошаль на международной конференции «Независимая медицинская экспертиза как инструмент досудебного урегулирования споров между врачом и пациентом», проектные документы уже находятся в Государственной думе. Он отметил, что проект в качестве эксперимента уже проходит в 10 регионах России.
— Дальше пилотным проектом становится вся страна, — сказал Леонид Рошаль.
По словам руководителя проекта, председателя правления Врачебной палаты Московской области Сергея Лившица, в законе № 323 «Об основах охраны здоровья» определено право граждан на проведение независимой медицинской экспертизы. Однако положение о такой экспертизе не разработано, а в медицинском и в юридическом сообществе нет единого понимания ее сущности и роли.
Поэтому в 2014 году Национальная медицинская палата инициировала проект «Независимая медицинская экспертиза как инструмент досудебного урегулирования споров между врачом и пациентом». Он был запущен в Смоленской области, и в течение двух лет к нему присоединились Московская, Липецкая, Свердловская, Омская, Воронежская, Рязанская и Тверская области, Республики Башкортостан и Татарстан.
При создании независимых медкомиссий использовался опыт врачебной палаты земли Северный Рейн (Германия). Там в комиссии по врачебным ошибкам обращаются ежегодно 2,2 тыс. человек из 10 млн населения. И 90% дел решаются в досудебном порядке. Если комиссия выявляет врачебную ошибку, то страховая компания выплачивает компенсацию.
Как и в Германии, комиссии по медэкспертизе в России состоят из юристов и врачей-экспертов. Работа ведется исключительно на основе документации и представляет собой медицинский аудит. Обследование пациента, опрос медработников или родственников человека, считающего себя жертвой врачебной ошибки, не предусматривается.
— Цель проекта — урегулирование конфликтов и улучшение отношений между врачом и пациентом, — пояснил Сергей Лившиц.
По словам заместителя руководителя Росздравнадзора Ирины Серегиной, до 80% обращений, поступающих в ведомство, содержат жалобы на качество и организацию медицинской помощи. Люди сообщают о невозможности пройти обследование, некачественном лечении. Не уменьшается количество обращений, связанных с нарушением врачебной этики. При этом до 40% конфликтов, о которых в Росздравнадзор сообщают граждане, могут быть решены главным врачом.
По словам Сергея Лившица, работа комиссий по независимой медэкспертизе будет возмездной, ее стоимость для пациента, желающего выявить врачебную ошибку, будет зависеть от сложности случая. Минимальная стоимость составит 20 тыс. рублей. Сейчас в пилотных регионах эти услуги населению оказываются бесплатно. За два года эксперимента в субъектах РФ было проведено около 150 экспертиз.
Представители медицинского сообщества видят главную проблему в работе комиссий, которые будут выявлять врачебные ошибки, в том, что четкого определения, что такое врачебная ошибка, не существует.
— Непонятно, каким образом идентифицировать врачебную ошибку на уровне экспертного медицинского сообщества и как это будут делать юристы. Впереди у нас долгая дорога. В итоге, я надеюсь, мы придем к четкому определению врачебной ошибки, — рассказал «Известиям» генеральный секретарь Российского общества врачей восстановительной медицины, медицинской реабилитации, курортологов и физиотерапевтов Александр Гозулов.
Главный клинический фармаколог Санкт-Петербурга Александр Хаджидис отметил, что в России правила, описывающие алгоритм действий врача по диагностике и лечению пациента, имеют лишь рекомендательный характер. И только когда клинические рекомендации станут нормативными документами, решения независимой медицинской экспертизы можно будет считать объективными. При этом эксперты должны учитывать, что причинение вреда здоровью может быть как умышленным, так и неумышленным. Например, у каждого лекарственного препарата есть побочные эффекты, — пояснил «Известиям» Хаджидис.