Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Лавров предупредил о риске ядерного инцидента в случае новых ударов США по Ирану
Происшествия
В Пермском крае семиклассник ранил ножом сверстника
Авто
Автомобилисты назвали нейросети худшим советчиком по вопросам ремонта
Мир
Названы лидеры среди недружественных стран по числу граждан в вузах РФ
Общество
Эксперт дала советы по избежанию штрафов из-за закона о кириллице
Общество
В России вырос спрос на организацию масленичных гуляний «под ключ»
Мир
Левченко предупредила о риске газового кризиса в Европе
Мир
Политолог указал на путаницу в требованиях Украины на встрече в Женеве
Общество
С 1 сентября абитуриенты педвузов будут сдавать профильный ЕГЭ
Армия
Силы ПВО за ночь уничтожили 113 БПЛА ВСУ над регионами России
Общество
Яшина отметила готовность блока ЗАЭС к долгосрочной эксплуатации
Общество
Одного из подозреваемых в похищении мужчины в Приморье взяли под стражу
Мир
Посол РФ прокомментировал попытки Запада создать аналог «Орешника»
Мир
Израиль опроверг задержание Такера Карлсона в Бен-Гурионе
Общество
Мошенники стали обманывать россиян через поддельные агентства знакомств
Авто
Автоэксперт дал советы по защите аккумулятора от морозов
Мир
Ким Чен Ын лично сел за руль крупнокалиберной РСЗО

«Будем искать…»

Политолог Тамара Гузенкова — о том, как по-разному работают миссии международных наблюдателей на выборах в России и в США
0
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

«А у вас нет такого же, но с перламутровыми пуговицами? — К сожалению, нет. — Будем искать...» — этот известный никулинский пассаж из популярной советской комедии «Бриллиантовая рука» невольно вспоминается, когда начинаешь просматривать первые отчеты и комментарии миссии БДИПЧ ОБСЕ по итогам наблюдения за состоявшимися в минувшее воскресенье российскими выборами в Госдуму.

На что же обратило внимание Бюро по демократическим институтам и правам человека в ходе наблюдения за подготовкой и проведением парламентских выборов в России? Для того чтобы уберечься от навязывания мнения и возможной предвзятости в трактовках с любой стороны, я намеренно отвлеклась от комментариев в СМИ и обратилась прямо и непосредственно к тексту предварительного отчета миссии.

Признаться, меня, не раз принимавшую участие в качестве наблюдателя за выборами по линии ОБСЕ в ряде стран, этот отчет весьма удивил и даже отчасти порадовал. В самом деле, из него следует, что выборы осуществляются прозрачно,  законодательная база в достаточной степени обеспечивает выборный процесс, и налицо либерализация процесса регистрации.

В документе также отмечено, что число политических партий значительно возросло после выборов 2011 года, что день выборов прошел в целом упорядоченно, а ЦИК адекватно отреагировала на нарушения. Наблюдатели от ОБСЕ (а россияне, согласно правилам, не могли участвовать в наблюдении) отметили повышение прозрачности и доверия. И даже нашли основания для ощущения общей уверенности в правильности регистрации избирателей.

В общем, «халатик» неплох. Но вот перламутровые пуговицы... Миссия указала на ограничения свободы и политических прав оппозиции, усмотрела жесткий контроль за СМИ и, наоборот, не увидела яркости в демонстрации «политических альтернатив». БДИПЧ огорчил «вялотекущий характер предвыборной кампании», а также тот факт, что российская общественность не проявила в выборах должной «заинтересованности». Иначе говоря, ни тебе массовых протестов, ни революций, ни жесткого противостояния. Скука, одним словом.

Кстати, в этом же духе прокомментировал результаты выборов в Госдуму Госдеп США. Американское ведомство заявило о ряде нарушений, о сложностях при регистрации и злоупотреблениях административным ресурсом. Кроме того, Госдеп вновь выразил беспокойство по поводу «преследований видных представителей политической оппозиции».

При этом, как вежливо и дипломатично отметил посол по особым поручениям МИД России Андрей Нестеренко, комментируя эти заявления, замечания иностранных наблюдателей носят абстрактный характер и не содержат конкретики.

Зато самих себя США ставят вне критики, следуя пословице «что дозволено Юпитеру, не дозволено быку». Известен, например, скандал, когда в 2012 году американские выборы отслеживала «миссия по ограниченному наблюдению» в составе 57 человек — кстати, без наблюдения непосредственно в день голосования! При этом самим Бюро были зафиксированы многочисленные недостатки, в том числе отсутствие законодательного, а в некоторых штатах и фактического обеспечения доступа международных наблюдателей на избирательные участки, неполная гарантия тайны голосования, проблемы с прозрачностью финансирования избирательной кампании, организацией досрочного голосования и т.д.

Нам в России трудно поверить, но, согласно закону Voter ID, принятому в 30 штатах, избирателю на участке можно появиться с любым документом, удостоверяющим личность (общегражданских паспортов в США не существует). В ряде штатов же закон требует, чтобы на документе непременно была фотография гражданина (сравните единые и строгие стандарты и требования на наших избирательных участках).

По мнению правозащитников из американской НКО Project Vote, процедура дополнительной верификации избирателя ущемляет права малоимущих американцев, которые не могут позволить себе изготовить специальное удостоверение с фотографией (читай: не смогут проголосовать).

Закон, по мнению организации, противоречит 24-й поправке к конституции США, отменяющей налог на голосование в любой форме. В результате Project Vote обратилась к ОБСЕ с просьбой направить международных наблюдателей во все штаты, где действует Voter ID.

Но попытки оспорить закон о дополнительной верификации избирателя в Техасе вызвали столь сильный гнев прокурора штата Г. Эбботта, что он написал главе миссии БДИПЧ открытое письмо, в котором назвал присутствие наблюдателей на американских избирательных участках «юридически неуместным» и пригрозил им уголовным преследованием за нарушение законов штата, если они приблизятся к избирательным участкам ближе чем на 30,5 м.

Тогда скандал замяли, продолжения он не имел. Но наглядно обозначил возможности для международных мониторинговых миссий на выборах в США.

Зато на пространстве СНГ международные организации по наблюдению за проведением выборов чувствуют себя совершенно комфортно. Именно здесь по-прежнему действуют самые длительные по срокам миссии наблюдения и разворачиваются самые масштабные мониторинговые команды, которые не дадут спуску любому отступлению от демократических норм.

Однако в этот раз «поиск перламутровых пуговиц» составителями отчета БДИПЧ ОБСЕ все-таки дает основания предположить, что в самом недалеком будущем реформы ждут, видимо, не только WADA...

Автор — заместитель директора Российского института стратегических исследований

Все мнения >>

Читайте также
Прямой эфир