Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Латвия объявила Россию страной — «спонсором терроризма»
Мир
В МО заявили о ликвидации половины личного состава двух бригад ВСУ
Мир
Арестович рассказал о просьбах европейцев «добить Россию»
Общество
Парламентарии предложили повысить МРОТ до 30 тыс. рублей
Армия
Российские десантники осуществили захват опорного пункта ВФУ
Мир
МИД РФ назвал обстрелы ЗАЭС со стороны ВСУ актом ядерного терроризма
Мир
Боррель призвал европейцев быть готовыми «заплатить» за поддержку Украины
Мир
Эстония закроет границы для россиян с шенгенскими визами
Мир
Турция отказалась подключаться к санкциям против РФ в области энергетики
Мир
Москва назвала шовинизмом призывы прекратить выдачу россиянам шенгенских виз
Мир
Politico призвало Зеленского признать факты преступлений ВСУ
Экономика
Шольц призвал Россию забрать турбину для «Северного потока»

Фавориты литературной гонки не вошли в короткий список «Ясной Поляны»

Престижная литературная премия объявила список претендентов на победу в главной и детской номинациях
0
Фавориты литературной гонки не вошли в короткий список «Ясной Поляны»
Фото: yppremia.ru
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Объявление шорт-листа литературной премии  «Ясная Поляна» проходило в новом, еще не открывшемся помещении Театра наций. Поэтому вход на Страстной бульвар, 12, преграждала стремянка, на которой рабочий выводил черной краской «Новое Пр». 

Оглашение короткого списка в двух номинациях проходило в аскетичных интерьерах «Нового Пр» — среди кирпичных стен и прислоненных к ним дверей в бессчетном количестве, которые, по инсайдерской информации, разыскивал по всей Москве режиссер Евгений Миронов для нового спектакля. 

Члены жюри «Ясной Поляны» пришли в полном составе, включая даже проигнорировавшего длинный список Валентина Курбатова. Шорт-лист номинации «XXI век» уменьшился в семь раз: если месяц назад на премию претендовало 42 произведения, то сейчас — всего лишь шесть, и те — неожиданные и труднопредсказуемые, что наверняка было сделано специально. Дело в том, что накануне литературная премия «Ясная Поляна» и онлайн-сервис Livelib.ru объявили конкурс по типу «Спортлото»: на неплохие призы мог претендовать тот читатель, кто правильнее угадает, какие произведения войдут в короткий список. 

Угадать было невозможно, потому что очевидные лидеры в список не вошли. В нем не оказалось ни уже отмеченного «Поляной» Бориса Екимова с деревенской прозой «Осень в Задонье»; ни Романа Сенчина со сборником рассказов; ни Михаила Тарковского с третьей частью уже известного читателям произведения «Тойота-Креста»; ни Петра Алешковского с нашумевшей еще с прошлого года «Крепостью»; ни даже Юрия Буйды с «Цейлоном».

Зато каждый член жюри выбрал одно из шести произведений короткого списка, о котором говорил долго и самозабвенно. Дольше и самозабвеннее всего говорили о книге Наринэ Абгарян «С неба упали три яблока». Автору безумно смешной детской книги «Манюня» после череды литературных неудач наконец-то удалось написать взрослое произведение о жизни армянского села. Критики хвалили хороший русский язык и обсуждали роль «великого и могучего» в Армении.

Как всегда, список разделили на две номинации. Помимо номинации «XXI век», три произведения вошли в короткий список номинации «Детство. Отрочество. Юность». Причем именно последний список хвалили больше всего, говоря, что в этом году он «изумительно хорош». В частности, критик Павел Басинский отметил произведение Юлии Яковлевой «Дети ворона», действие которого происходит в 30-е годы, а главные герои ищут отца, которого увез «черный воронок». 

О других особенностях короткого списка «Известиям» рассказал член жюри и писатель Владислав Отрошенко. 

— Владислав, я уже определила общие тенденции списка. Он по-прежнему от «А» до «Ю», в авангарде — Наринэ Абгарян с прозой «С неба упали три яблока», в артергарде — Леонид Юзефович с «Зимней дорогой». Самая тяжелая книга — это «Поклонение волхвов» Сухбата Афлатуни, самая легкая — «Потерял слепой дуду» Александра Григоренко, в которой несколько страниц. Какие еще новости? 

— Я бы разделил список на прозу, которая старается забыть литературу, и прозу, которая помнит литературу очень хорошо. 

— Проза, которая старается забыть литературу, — это что? 

— Сюда бы я отнес произведение Александра Григоренко «Потерял слепой дуду», «Гранатовый остров» Владимира Эйснера и «С неба упали три яблока» Наринэ Абгарян. Это книги, построенные на прозе жизни. 

— Про книгу Наринэ Абгарян, которой удалось написать отличное взрослое произведение о жизни в армянской деревне, говорили много и подробно. Что по поводу Александра Григоренко? Он уже фигурировал в прошлогодних списках «Ясной Поляны» с мифологическим произведением «Мэбэт». 

— Нет, в отличие от «Мэбэта» книга Григоренко «Потерял слепой дуду» — реалистичная. Пронзительная трагическая повесть, где погибает блаженный человек, выросший в крепкой семье, и при этом как будто бы никто не виноват. Так жизнь распорядилась. Произведение отвечает на вопросы «кто виноват» и «что делать». Отвечает так: никто не виноват и ничего не делать. Такова структура момента.

— А Владимир Эйснер с «Гранатовым островом» — это что? 

— Я бы назвал его нашим Джеком Лондоном. Эйснер пишет о севере. В его книге всё очень ясно: добро — это добро, подлец — это подлец. Всё ясное и правильное, как северные краски. Но по такой прозе мы тоже истосковались. 

— Для меня было сюрпризом, что в шорт-лист не вошел роман «Калейдоскоп» Сергея Кузнецова, который многие критики считали фаворитом гонки. 

— Роман Сергея Кузнецова на своем поле проиграл роману Сухбата Афлатуни «Поклонение волхвов». «Калейдоскоп» немного старомоден, автор рассчитывает на читателя 1990-х годов, который готов читать то, что читать сложно. Сухбат, напротив, учитывает современные реалии, когда надо бороться и думать о себе меньше, чем о читателе.

— Мы сейчас переходим к градации «проза, которая помнит литературу»? 

— Да, это сложная мозаичная игровая проза. В этот раздел я условно определил роман Сухбата Афлатуни «Поклонение волхвов» и Бориса Минаева с «Мягкой тканью». 

— Мы никуда не определили Леонида Юзефовича с «Зимней дорогой». 

— Это феномен. Юзефович принадлежит к той редчайшей категории писателей, которым удается документальный материал превращать в факт художественной прозы. За счет интонации, тончайшей ювелирной работы. Юзефович улавливает почерк Творца, как серфингист улавливает волну. Это очень сложно, но востребовано, ведь литература нон-фикшн сегодня во всем мире переигрывает литературу фикшн. 

— О каком произведении, не попавшем в список, жалеете больше всего?

— Я очень сожалею, что не вошел сборник рассказов Давида Маркиша. Это очень интересная проза о еврейско-эмигрантской жизни. Рассказы незамысловато начинаются — буквально с нелепости, но в конце автор выходит в космос. Практически каждый рассказ — это попытка постичь непостижимую тайну смерти. Нелепый герой рассказа погибает, и вдруг оказывается, что в его жизни было что-то значительное, и смерть открывает тайну. Маркиш — из тех авторов, которые, как я говорю, умеют «чиркнуть спичкой».

— В шорт-листе вообще нет ни одного сборника рассказов.

— Просто потому, что автору рассказов сложнее выдержать единый уровень, который удовлетворит жюри. 

Справка «Известий»

Литературная премия «Ясная Поляна» — самая крупная ежегодная литературная премия России. Учреждена 14 лет назад музеем-усадьбой Л.Н. Толстого и компанией Samsung Electronics. В главной номинации «XXI век» премия «Ясная Поляна» отмечает произведения современных авторов, которые несут в себе идеалы человеколюбия, милосердия и нравственности.

Список претендентов на победу:
«ХХI век»
1. Наринэ Абгарян. С неба упало три яблока
2. Сухбат Афлатуни. Поклонение волхвов
3. Александр Григоренко. Потерял слепой дуду
4. Борис Минаев. Мягкая ткань. Часть первая: Батист
5. Владимир Эйснер. Гранатовый остров
6. Леонид Юзефович. Зимняя дорога

Номинация «Детство. Отрочество. Юность»
1. Марина Москвина, Юлия Говорова. Ты, главное, пиши о любви
2. Марина Нефедова. Лесник и его нимфа
3. Юлия Яковлева. Дети ворона

Читайте также
Реклама
Комментарии
Прямой эфир