Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Трамп впервые показал ухо после ранения в результате покушения
Мир
В Китае назвали нормальным совместное с РФ авиационное патрулирование в АТР
Мир
Кеннеди-младший пообещал резерв в 4 млн биткоинов в случае избрания президентом
Мир
Глава бюджетного комитета рады предупредила ВСУ о перспективе остаться без зарплат
Мир
На параде спортсменов в Париже сборную Южной Кореи объявили как КНДР
Армия
Силы ПВО уничтожили семь украинских беспилотников над Рязанской областью
Армия
Бойцы ВС РФ рассказали о работе ПТРК «Штурм-С» на харьковском направлении
Общество
Следственный комитет установил еще трех участников банды Ясина
Общество
Спасатели МЧС утром начнут работы после прорыва дамбы в Челябинской области
Происшествия
Силы ПВО сбили шесть беспилотников ВСУ над Курской областью
Происшествия
Женщина пострадала в результате обстрела ВСУ села Бочковка Белгородского района
Общество
Губернатор Ульяновской области рассказал о состоянии пострадавших при пожаре
Общество
Актер Александр Марушев из «Улиц разбитых фонарей» умер в возрасте 58 лет
Спорт
Россиянка Мирра Андреева завоевала первый титул WTA в карьере
Мир
Зеленский признал покровское направление в ДНР самым сложным для ВСУ
Общество
Песков заявил, что о мобилизации в РФ речи не идет
Общество
Чуйченко рассказал о возможном увеличении предельного возраста нотариусов до 80 лет
Армия
Рязанские десантники дроном уничтожили командный пункт пехотного батальона ВСУ

Пятьдесят оттенков розового

Четыре десятка полотен призваны составить объемное представление обо всем творческом пути Михаила Рогинского
0
Пятьдесят оттенков розового
Михаил Рогинский Мясной отдел. 1981/82 Бумага на оргалите, акрил. 152х168 Собрание Ады и Леонида Беляевых
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В московском фонде In Artibus открылась крупная ретроспективная выставка Михаила Рогинского (1931–2004) — одного из ведущих отечественных художников-нонкомформистов. Самые ранние работы из представленных в экспозиции датируются серединой 1960-х, а поздние — началом прошлого десятилетия.

Поводом к проведению выставки стала передача картины Рогинского «Розовый забор. Рельсы» (1963) в дар парижскому Центру Помпиду («Известия» рассказывали об этом). «Прощание с «Розовым забором» — именно так названа московская ретроспектива — больше похоже не на проводы, а на поминки, ведь сам «Забор» мы не увидим. На это указывает красноречивая пустая рама под размер подаренного холста. Однако окружающие ее картины создают исчерпывающее представление о «розовом периоде» художника.

Пятьдесят оттенков розового














Рогинский многократно изображал нехитрые предметы быта, унылые городские виды и угрюмых советских граждан, стоящих в очереди или толкающихся в транспорте. Но серой действительности мастер придает едва заметный розовый оттенок. И вот мы уже смотрим на мясные прилавки и однообразные панельные многоэтажки с легкой улыбкой и ностальгической нежностью, а не с угрюмым отторжением.

Грубоватый мазок художника не радует деталями, но высвечивает архетипическое. На картине «Открытый рынок» (1996) черты лиц покупателей можно разобрать с трудом. Однако в каждом из них узнаются наши соседи, знакомые, друзья. Схвачено главное. А изображение картонных коробок и пустых бутылок («Коробки» 2003 года) напоминает нам о содержимом большинства советских антресолей. Еще символичнее — «Полки» (1980): здесь даже конкретные объекты неразличимы. Мы видим только серые пятна, в которых едва угадываются кухонные принадлежности — банки, пакеты с сахаром и тому подобное.

Пятьдесят оттенков розового















Во многих работах художник обыгрывает эстетику советских плакатов. «Лучше чистить зубы, чем ходить по зубным врачам» — сообщает нам одноименное полотно 1994 года. Крупные буквы без пробелов огибают коллажный набор разноформатных изображений: мужчина перед умывальником, стакан с зубными щетками, окно дома…

Рогинский — певец банального, повседневного. Мягко иронизируя над штампами, безвкусицей, несоответствием пропаганды и действительности, художник в то же время и преподносит нам сермяжную правду: это — наше прошлое, частички семейной биографии каждого зрителя. Среди толпы усталых людей в метро («Метро — транспорт будущего», 1996) могла стоять наша мама или бабушка, а бесформенный пиджак на стуле или потертый башмак («А также обувь…», 1993) мог носить наш папа или дедушка.

Пятьдесят оттенков розового











Современные коллекционеры Рогинского ценят и с готовностью демонстрируют свои холсты публике. Все картины, представленные на выставке, взяты из частных собраний. Куратор Екатерина Бобринская объяснила «Известиям», что участие собирателей и наследников очень важно в продвижении творчества Рогинского.

— Для того чтобы творчество художника стало более известно, нужны усилия частных владельцев, которые бы открыли доступ к его наследию. С 2003 года в России не было ни одной монографической выставки Рогинского. И мы надеемся, что экспозиция в In Artibus откроет череду исследовательских программ и публикаций, потому что этот художник недооценен и недоизучен. Совместные усилия фонда Рогинского, наследников и коллекционеров должны привести к появлению музея, который бы был посвящен его творчеству.

Получит ли Рогинский вслед за Зверевым собственный дом в Москве — пока неизвестно. Но зато уже сейчас в розовом заборе вокруг его творчества приоткрылась калитка.

Комментарии
Прямой эфир