Перейти к основному содержанию
Прямой эфир
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Когда-то интернет был безвиден и пуст, и тьма над бездною. А потом люди создали протокол IRC, позволявший им писать друг другу сообщения в режиме реального времени. Это было еще до появления веба, и именно так появились мессенджеры, хотя об этом никто не знал, да и слова такого еще не было.

Всё изменилось через несколько лет, когда израильская компания Mirabilis придумала ICQ — программу, в отличие от любого существовавшего до того IRC-клиента, предназначенную для людей, а не для гиков. ICQ произвела революцию. Во-первых, она позволяла писать друг другу сообщения, которые приходили мгновенно. Во-вторых, она экономила кучу денег на телефонные разговоры. А в-третьих, и это было чуть ли ни наиважнейшее ее свойство, она показывала, сидит далекий человек сейчас за компьютером или же нет. Люди, разбросанные по всему миру, будучи собраны в список пользователей ICQ, вдруг как будто оказывались с тобой в одной комнате. Если его имя написано зеленым — то он вот тут, только руку протяни. А если красный — то его нет, и ты испытываешь волнение.

Следующую революцию произвел Twitter. Он связал привычный уже интернет-сервис по обмену мгновенными сообщениями с номером мобильного телефона. И именно так родились современные мессенджеры.

Twitter таковым, в сущности, не был, поскольку все его сообщения сыпались в общую ленту. Но сама идея привязки аккаунта в интернет-сервисе к номеру телефона оказалась настолько мощной, что предопределила развитие огромного бизнеса.

Еще в девяностых, во времена существования ICQ, казалось, что другой такой программы не нужно. И когда Microsoft попробовал выйти на рынок со своей подобной программой, у него долго ничего не получалось. Теперь же всё совершенно иначе — мессенджеров существуют десятки, и сразу несколько из них очень успешны. И рынок этот выглядит настолько перспективным и бесконечным, что о новых мессенджерах объявляют чуть ли не каждую неделю.

А придумать что-то новое трудно. Зачем человеку использовать вашу программу, если у него уже есть WhatsApp, iMessage или Telegram? Значит, надо дать человеку то, чего эти мессенджеры ему не дают. И появляются сервисы, в которых сообщения исчезают после прочтения. Или сервисы, в которых вообще нет сообщений как таковых, а буква на телефоне вашего визави появляется одновременно с тем, как вы набрали ее на своем телефоне. Сервисы голосовых сообщений, сервисы по передаче одних только картинок, сервисы без серверов, а то и вообще работающие без интернета.

Но это всё отличия технические. А можно же еще придумывать и концептуальные. И появляются мессенджеры, что называется, для социальных групп. Мессенджер для буддистов. Мессенджер для православных. Мессенджер для чиновников.

Выглядит всё это диковато, и в бытность мою ведущим радиопередачи про интернет я постоянно пытал создателей мессенджеров одним и тем же вопросом: зачем? Зачем вы выходите на рынок с программами, которых на рынке уже предостаточно? Но с тех пор прошли уже годы, а рынок мессенджеров растет и не собирается прекращать это делать. И — вот удивительно! — на каждом смартфоне стоят по нескольку подобных программ. С женой я переписываюсь через iMessage, в WhatsApp я подписан на рассылку сотрудника винного отдела одного из магазинов, а в Telegram я разговариваю с политиками и журналистами. И это не считая сообщений Facebook, где меня зовут на разнообразные эфиры и рассказывают истории. Эта ситуация совершенно лишена логики, но она такова, какова она есть. И странно было бы, если бы предприимчивые люди ее не использовали.

Когда-то точно так же плодились специализированные форумы, потом — специализированные социальные сети. Для медиков, для автомобилистов, для летчиков, для рыболовов. Однако довольно быстро выяснилось, что любая социальная сеть (как и любой форум) — это не просто программа. Это прежде всего люди, которые поддерживают жизнь в этом поле общения. Люди, из-за которых вы и приходите на этот форум или в эту социальную сеть.

Мессенджеры в принципе лишены этой особенности, поскольку обеспечивают не связь всех со всеми, а связь между конкретными двумя людьми, которым для поддержания взаимного интереса не нужен никакой третий.

И именно в силу этого отличия рынок мессенджеров пока кажется безразмерным. И под идею создания нового специализированного нишевого сервиса вы с далекой от нуля долей вероятности сможете получить инвестицию или даже бюджетные деньги.

Но ведь безразмерных рынков не бывает. И любой разумный человек понимает, что этот конкретный рынок однажды будет насыщен. Сейчас никто не скажет вам, почему, но это неизбежно, потому что так происходит всегда.

И вот, понимая, что этот «час икс» всё ближе и ближе, предприимчивые люди стремятся запрыгнуть на подножку разогнавшегося и уходящего поезда. Этих людей всё больше, потому что поезд всё дальше. Плотность информационного потока о создании всё новых мессенджеров постоянно растет. Ориентироваться в идеях и нишах становится всё труднее как пользователям, так и инвесторам.

Но пока этот шанс окончательно еще не упущен. И именно поэтому пока мы с вами будем читать о появлении всё новых и новых мессенджеров всё чаще и чаще. И вовсе не факт, что ни один из этих новых мессенджеров не сможет потеснить уже существующие.

Так что когда вас заинтересует логичный вопрос: «А вот эти вот все бесконечные мессенджеры — это маркетинговая разводка или же в этом действительно есть бизнес?», то вот вам ответ: да, в этом пока еще действительно есть бизнес, и поэтому маркетологи будут разводить вас, инвесторов и начальников, на деньги, пока этот бизнес не иссякнет.

Все мнения

Комментарии
Прямой эфир