Перейти к основному содержанию
Прямой эфир
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Несколько дней назад генеральный директор авиакомпании «Победа» Андрей Калмыков написал в Министерство транспорта России письмо, в котором предложил отменить перечень из 18 предметов, которые пассажир может взять в салон самолета бесплатно. Вместо этого господин Калмыков предложил разрешить пассажирам брать с собой в салон бесплатно только одну вещь весом не более пяти килограммов.

Озабоченность лоукостера «Победа» существованием чего бы то ни было бесплатного, в общем, известна. В конце июля они призывали сделать платным провоз вообще любого багажа и ручной клади. А еще чуть раньше обещали повысить цены на билеты на треть, если им запретят брать деньги за провоз женских рюкзаков (потому что в перечень Минтранса из 18 предметов входит дамская сумочка, но не рюкзак).

Казалось бы, при чем тут Минтранс? Ну хотите повысить цены — повышайте. Это же бизнес, и вы сами определяете ценовые рамки, в которых можете существовать.

Однако спустя некоторое время в СМИ появилась информация, что предложение гендиректора «Победы» поддержали другие российские авиакомпании. Какие, правда, не ясно, потому что никаких документов, выражающих это желание, пока никто не представил. Но аргументация, о которой рассказывают, как говорится, «источники, близкие к ситуации», примерно такая же, как у «Победы»: трудно выдерживать конкуренцию, уменьшение веса багажа экономит топливо, а пассажиры жульничают, таща багаж в салон самолета и кладя в ручную кладь тяжелые вещи.

Интересно, кстати, что далеко не все пассажиры выступают против подобных желаний авиакомпаний. Около 10% опрошенных в различных эфирах людей говорят, что они согласны, ибо им достаточно взять с собой в деловую поездку смену белья, а все эти тетки и усатые толстяки, забивающие полки салона самолета чемоданами, вызывают у них отвращение. А смысл лоукостера, мол, именно в том, чтобы совершать дешевые деловые поездки, а для перевозки баулов существуют другие авиакомпании.

В общем, эмоции и тех, и других, и третьих, которые кроют жадных перевозчиков последними словами в социальных сетях, понять можно. Но вот что во всем этом интересно: авиакомпании упирают на то, что ограничения в провозе багажа позволят им экономить топливо. Между тем мне нигде не удалось найти зависимости расхода топлива самолета от его массы.

Указывается или расход в час, или удельный расход на одного пассажира за километр. При этом понимающие в вопросе люди пояснили мне, что, во-первых, даже при взлете расход топлива существенно не увеличивается, а во-вторых, авиакомпании при массе самолета, не дотягивающей до максимальной взлетной, имеют обыкновение догрузить самолет почтой, забытым багажом или, например, долить больше топлива, если оно в этом аэропорте дешевле. Ну то есть порожняком не летают — невыгодно.

Осталось понять, какова доля багажа в общей массе самолета при взлете (ведь чем она меньше, тем больше можно догрузить чем-нибудь полезным). Я вот пошел в «Википедию» и посмотрел там на характеристики самого распространенного в мире пассажирского самолета Боинг-737. У него много модификаций, но вот, скажем, для одной из них (737-800, основной парк «Победы») максимальная взлетная масса составляет 79 тонн, а количество пассажиров — 189.

Потом нашел цифры, по которым авиакомпании считают средний вес одного пассажира с багажом. Они таковы: 86 кг на человека и 13 кг на багаж. Получается 99 кг. Ну 100. То есть 189 человек с багажом будут весить 18,9 т. Из которых багаж составляет 2457 кг. Всего… 3,1% от полной массы самолета. Ну то есть багаж в общей массе самолета не весит почти ничего.

Так что, получается, авиакомпании врут. Никаких дополнительных топливных трат от увеличения веса дозволенного для провоза багажа они не несут.

Есть, впрочем, и другие траты, зависящие от количества багажа, — это, например, услуги аэропорта по его обработке. Что ж, я нашел цены аэропорта Внуково на услуги по обработке багажа. Думаю, у столичных аэропортов они примерно равны. Там очень много разных видов работ, но в среднем стоимость услуг составляет несколько рублей за килограмм. Давайте возьмем 10 рублей. То есть стоимость обработки багажа весом в 2457 кг составит 24 570 рублей. В то время как авиакомпания «Победа» берет за каждое место багажа 1499 рублей. То есть 283 311 рублей за те же 2457 кг. То есть на одном багаже (при условии, что он есть у каждого пассажира) компания «Победа» получает 258 741 рубль выручки с каждого своего самолета.

Конечно, я могу не учитывать каких-то тонкостей, но вряд ли тут будут отличия на порядки. А раз так, то, значит, все эти стремления брать с пассажиров деньги за провоз багажа, ручной клади и что там еще — это чистое разводилово, не имеющее никакого отношения к собственно авиационным перевозкам.

Нет, я совершенно не отрицаю права любого бизнесмена брать деньги за всё, за что он захочет. При этом оставляя за собой право не пользоваться услугами такого бизнесмена, если они мне не нужны.

Но когда речь об отмене бесплатной ручной клади ведут все авиакомпании страны (как нам рассказывают «источники»), то я рискую лишиться подобного выбора между жуликами и честными перевозчиками. И оказаться в ситуации, как в том кинофильме, где в ответ на советскую рекламу «Летайте самолетами» герой спрашивал: «А чем еще летать?!»

Получается, нечем.

Все мнения >> 

Комментарии
Прямой эфир