Перейти к основному содержанию
Прямой эфир
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Помещик Манилов из романа «Мертвые души» мечтал построить мост через пруд. Телеоператор Рудольф из кинофильма «Москва слезам не верит» предполагал, что однажды ничего не будет, а будет одно только телевидение. Руководство Сбербанка с упорством, достойным уважения, рассказывает на разнообразных мероприятиях о том, что однажды не будет ни денег, ни карточек, а будет один сплошной блокчейн и бесконтактная оплата смартфонами. Напомним, что блокчейн -— это технология, на основе которой создана валюта биткойн. Как говорят, технология будущего.

«Я считаю блокчейн исключительно перспективной технологией, — говорил пару месяцев назад президент банка Герман Греф. — Через два-три года мало останется сфер, где бы она радикально не изменила вообще основы бизнес-модели».

Энтузиазм своего босса разделяет и Никита Волков, вице-президент Сбербанка по IT-технологиям. «Когда клиенты перестанут платить карточками и начнут массово платить в торговых сетях мобильным телефоном? — говорил он на днях. — По моей оценке, в России — в 2018 году».

Кроме того, менеджмент крупнейшего банка страны мечтает внедрить технологию распознавания лиц и голосов, которая избавит человека от необходимости обеспечивать себе доступ к собственному банковскому счету не только с помощью карточки, но и с помощью мобильного телефона.

«Я планов наших люблю громадье, — писал Владимир Владимирович Маяковский. — Размаха шаги саженьи».

Что и говорить, нынешнее руководство Сбербанка проделало гигантский путь, превратив путаный и плохо связный конгломерат сберегательных касс во вполне технологичный современный банк. Еще лет 10 назад в каких-то отделениях Сбербанка в Москве я мог оплачивать кредит, взятый в другом региональном филиале, а в каких-то мне говорили, что этого сделать нельзя. Или, скажем, ваш транспортный налог мог уехать в Сбербанк Московской области, и Сбербанк Москвы не имел никакой возможности его оттуда достать. Это то, с чем сталкивался лично я, а вообще подобных историй было описано в социальных сетях бесконечное множество. Теперь с этим во многом покончено, а если учесть всем известные масштабы деятельности банка, то нельзя не признать, что проделана большая работа.

И раз уж руководство Сбербанка решило такую грандиозную задачу, то почему бы не поверить им и в том, что они внедрят блокчейн, бесконтактные платежи телефонами и распознавание лиц.

Но ведь проблема тут совсем не в руководстве Сбербанка. Проблема тут в населении, которое, как известно, у нас то, которое есть, а другого никакого и нет.

Сбербанк-то внедрит. Но вот кто этим воспользуется, кроме внедрившего? Вопрос социальный.

Потратив годы серьезных усилий, государство добилось повсеместного внедрения безналичной системы оплаты труда. И что же происходит в день зарплаты на любом из таких предприятий?

Там происходит очередь в банкомат, в котором сотрудники снимают сразу всю зарплату наличными и кладут ее в кошелек. Причин тому множество. Это и недоверие к денежным суррогатам (а банковская карта воспринимается именно как суррогат, настоящие деньги — это банкноты и монеты); это и страх перед банком, с которым мало ли что может случиться; это и необходимость совершать платежи наличными (скажем, расплачиваться с хозяином съемной квартиры). И, разумеется, отсутствие возможности оплатить картой покупку во множестве маленьких магазинов.

Внедрена ли у нас безналичная система оплаты труда? Да, внедрена. Появился ли у нас в стране массовый безналичный оборот? Нет, не появился.

Или вот у меня, например, есть карта VISA, которой можно платить с помощью смартфона, не вставляя ее в терминал. То есть тем самым бесконтактным способом, про использование которого говорит вице-президент Сбербанка. Знаете, сколько раз за последний год я платил этой картой в Москве бесконтактным способом? Правильно — ни разу. Терминалов, работающих с бесконтактными картами в крупных магазинах, сколько угодно. Даже терминалы метро принимают бесконтактные платежи с карт. Но все они отчего-то работают... только с MasterCard. А с VISA не работают. Я не знаю, в чем причина подобной однобокости, но она есть, и, более того, она есть даже в крупнейшем мегаполисе России — городе с самой развитой банковской инфраструктурой.

Внедрена ли в Москве технология бесконтактной оплаты? Да, внедрена. Можно ли ею воспользоваться всем, у кого есть бесконтактная карта? Нет, нельзя.

Разумеется, отсутствие по-настоящему массового спроса на ультрасовременные технологии (а бесконтактная оплата с помощью смартфона — как раз такая) не должно становиться препятствием к внедрению таких технологий.

Комментарии
Прямой эфир