Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Происшествия
Пожар в торговом центре в Ангарске локализован на площади 3 тыс. кв. м
Мир
Трамп призвал взять под арест причастных к использованию при Байдене автопера
Мир
Фон дер Ляйен заявила о риске ухудшения отношений ЕС и США из-за пошлин
Мир
Экстренное совещание послов ЕС по Гренландии и тарифам США назначили на 18 января
Мир
Макрон пообещал США ответ Европы на «недопустимые» пошлины США из-за Гренландии
Армия
Силы ПВО за три часа уничтожили 34 украинских дрона над территорией России
Армия
Расчеты минометов «Тюльпан» уничтожили заглубленный штаб ВСУ под Купянском
Мир
В Молдавии назвали заявление Санду об объединении с Румынией капитуляцией
Мир
Tagesspiegel узнала о недовольстве Мерца частыми больничными немцев
Мир
Уолтц не увидел нарушений США международного права в ситуации с Гренландией
Спорт
ХК «Торпедо» обыграл «Спартак» со счетом 0:1 в матче КХЛ
Спорт
Сборная Нигерии завоевала бронзу Кубка африканских наций
Общество
В Херсонской области 450 населенных пунктов остались без света после обстрела
Общество
СК показал кадры последствий взрыва газа в придорожном кафе на Ставрополье
Мир
Власти Польши заявили о появлении «десятков объектов» в небе над страной
Общество
Правительство России утвердило время приезда скорой помощи за 20 минут
Мир
В Швейцарии допустили негативные последствия для ЕС в случае вступления Украины

А какой у вас мессенджер?

Журналист Максим Кононенко — о некоторых тонкостях «закона Яровой»
0
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Пакет поправок, называемый в обиходе «закон Яровой», как это часто бывает, мало кто лично читал. Зато мы точно знаем из прессы, что этот закон очень плохой, что его невозможно исполнить и что попытки исполнить этот закон приведут к тому, что у нас в три раза подорожает мобильная связь, остановится развитие сотовых сетей, а самая высокотехнологичная отрасль российской экономики — интернет — и вовсе умрет.

Между тем вся эта дискуссия, ведущаяся вокруг положений закона о хранении передаваемых по сетям данных, как это опять же часто бывает, отвлекает внимание общественности от действительно неисполнимых пунктов закона. Причем касающихся не операторов связи или интернет-провайдеров, а вообще всех граждан, пользующихся какой-либо связью.

Ирина Анатольевна Яровая в раздаваемых сейчас интервью говорит, что закон вовсе не предписывает хранить все звонки и сообщения на протяжении полугода, а лишь предоставляет правительству полномочия по учреждению правил такого хранения. Это, конечно, некоторое лукавство, поскольку поправка в закон «О связи» начинается с фразы: «Операторы связи обязаны хранить на территории Российской Федерации». То есть закон уже обязывает их хранить, и попытки свалить ответственность за последствия на правительство выглядят неубедительно. Хотя действительно там же сказано: «Порядок, сроки и объем хранения указанной в настоящем подпункте информации устанавливаются правительством Российской Федерации». Однако против принятия обсуждаемого закона выступали (кроме бизнеса) уполномоченный по правам предпринимателей, Совет по правам человека, советник президента по интернету, министр связи — и закон всё равно был принят. Так что оснований полагать, что правительство не установит максимальные предусмотренные законом сроки хранения (до полугода) нет решительно никаких. Но это пока. А дальше всё наверняка произойдет так же, как это было в известной истории об обеспечительном взносе, который должны были уплачивать международные платежные системы. Visa и MasterCard тогда тоже заявили, что это выполнить невозможно, что у них не будет прибыли, бизнес потеряет смысл и они уйдут из России. А потом раз — и не ушли. Договорились. Договорятся и здесь. И, честно говоря, вовсе не в этом хранении главные проблемы закона.

И даже не в требовании обеспечить безопасность почтовых отправлений с помощью рентгеновских установок и металлоискателей (представьте себе такое где-нибудь, скажем, в глухой сибирской деревне). Все эти требования касаются ведомств и крупного бизнеса, а они, в общем случае, умеют за себя постоять.

А вот граждане за себя в общем случае постоять не умеют.

И если вы полагаете, что вас как законопослушного гражданина, не имеющего никакого отношения к террористам и, скажем, незаконной миссионерской деятельности, этот закон вообще никак не касается, то вы ошибаетесь. Потому что в нем есть поправка в статью 13.6 Кодекса об административных правонарушениях. Эта статья предусматривает ответственность за использование в сетях связи несертифицированных средств связи, если законодательством предусмотрена их обязательная сертификация. Теперь после слов «средств связи» в этой статье написано «или несертифицированных средств кодирования (шифрования)».

Понимаете? Вы (каждый конкретный гражданин) больше не можете пользоваться на своем телефоне программой, кодирующей информацию, если эта программа не сертифицирована, а законодательство требует такой сертификации. И любой полицейский на улице может наложить на вас за это взыскание. Штраф от 3 тыс. до 5 тыс. рублей с возможной конфискацией средства связи.

Что же это за программы? Ну вообще кодируют информацию все программы, поскольку никакой некодированной информации в компьютере вообще не бывает, такова его природа. Ну да не будем теоретизировать — речь идет о шифровании, причем шифровании теми программами, сертификации которых требует законодательство. Например, законодательство потребует сертификации мессенджеров. Кто-то из создателей мессенджеров, конечно, пойдет и получит соответствующий сертификат.

А кто-то рассмеется из своего прекрасного далека. Как, например, создатель программы Telegram Павел Дуров. Мы все поразимся смелости Павла Дурова и его гражданской принципиальности, но ведь это совсем не проблема Павла Дурова. Это теперь проблема каждого из нас, у кого на телефоне установлена Telegram. Потому что, используя ее, мы нарушаем законодательство. Приготовьте ваши от 3 тыс. до 5 тыс. рублей и держите их наготове.

А пока давайте в очередной раз возмутимся тем, что бедным сотовым операторам придется потратить множество денег для обеспечения никому не нужного хранения никому не нужной информации. А также посетуем, что какой-нибудь VPN-сервис закрыл свой бизнес в России, как объявивший об этом на днях Private Internet Access.

Но когда операторы и сервисы договорятся с правительством (а они договорятся, поверьте, у них есть механизмы), поправка в статью 13.6 Кодекса об административных правонарушениях никуда не исчезнет. Она там останется, и полиция будет хорошо знать, что эта поправка существует. И что именно надо искать в телефоне того человека, который ей (то есть полиции) не понравился. 

Все мнения >>

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир