Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Добро на экспорт

0
Добро на экспорт
Фото: ТАСС
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Завершившаяся недавно посевная почти во всех регионах РФ прошла успешно и без нарушений. Цены на наиболее употребляемые удобрения, по данным Министерства сельского хозяйства РФ, держались на уровне прошлого года. Дефицита на них не было, случаев необоснованного повышения цен ФАС не зафиксировала. Более того, с апреля цены на селитру, аммофос и многие другие удобрения опустились на 3–10%. Как следствие — в 2016 году аграрии приобрели на 25% минеральных удобрений больше, чем в прошлом году. Все эти факторы, предполагают в Минсельхозе, являются предпосылкой для хорошего урожая.

Рынок минеральных удобрений — один из немногих, где импортозамещение свершилось, причем еще задолго до введения санкций. Россия обладает уникальной сырьевой базой, позволяющей выпускать весь спектр минеральных удобрений, а российские предприятия входят в число ключевых игроков мирового рынка по всем сегментам — азотному, фосфорному и калийному. Доля России в мировом производстве удобрений составляет 10%. «Отрасль по производству минеральных удобрений является экспортоориентированной, российские удобрения поставляются более чем в 90 стран, — отметил Игорь Калужский, исполнительный директор Российской ассоциации производителей удобрений. — Вместе с тем одним из основных приоритетов предприятий-производителей остается обеспечение внутреннего рынка».

Особенностью российского рынка минеральных удобрений наряду с доминирующей долей экспортных отгрузок является низкая доля закупок удобрений сельхозпроизводителями. Многие мелкие производители приобретают удобрения в последнюю очередь, на деньги, оставшиеся после закупки ГСМ и техники. Без удобрений урожай можно вырастить, а без трактора и бензина — никак не обойдешься. Вот почему отечественные аграрии традиционно экономят на удобрениях. «В настоящее время в России на один гектар обрабатываемой земли используется около 40 кг действующего вещества, тогда как аналогичный показатель в Европе и США составляет 130–140 кг, в странах Латинской Америки — менее 90 кг», — такие данные приводят специалисты Высшей школы экономики в исследовании «Рынок минеральных удобрений».

К факторам, ограничивающим внутренний рынок минеральных удобрений, авторы также относят сложности в получении дешевых и длинных кредитов сельхозпроизводителями, изменение схемы субсидирования сельхозпроизводителей в связи со вступлением России в ВТО и другие.

Однако мелкие сельхозпроизводители главной причиной того, что удобрения они закупают в меньшем объеме, чем требуется, называют цены, которые постоянно растут. По данным ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России (АККОР) накануне посевной выросли цены на наиболее популярные у фермеров карбамид (+12%), калий хлористый (+17%), азофоску (+16%), аммофос — 30 940 (+28%). Среди регионов, где отмечен большой рост цен, АККОР называет Ульяновскую, Московскую, Тверскую области, Алтайский край. Но больше всего, по данным АККОР, цены «кусаются» в Республике Саха и Приморском крае. В этих регионах за последние два года цены на некоторые удобрения поднялись на 30–50%. «В целом по России объемы использования минеральных удобрений в крестьянских (фермерских) хозяйствах имеют тенденцию к снижению», — резюмирует заместитель директора АККОР Ольга Башмачникова.

Чтобы понять, откуда берутся такие наценки, достаточно сравнить декларируемые цены на удобрения от производителей и те, которыми оперируют потребители. РАПУ использует индекс FCA-завод, без НДС, без упаковки, в рублях за одну тонну физического веса. А АККОР и другие организации, представляющие потребителей, фиксируют цены с учетом НДС, тары, транспортных и дистрибуторских затрат. Вот и получается, что по пути от завода до склада стоимость удобрений вырастает чуть ли не вдвое.

На стоимость удобрений влияют курс национальной валюты, тарифы на газ и электроэнергию и другие показатели. В 2014 году, после введения санкций, цены на удобрения существенно выросли по сравнению с 2012–2013 годами. Чтобы посевная не оказалась под угрозой, были разработаны механизмы по сдерживанию цен. В первую очередь это скидки для сельхозпроизводителей от уровня цены альтернативных рыночных продаж — цены на внутреннем рынке на 10–15% ниже экспортных. Кроме того, с 2015 года каждый год накануне посевной производители удобрений замораживают цены на свою продукцию, а в остальные периоды стараются, чтобы подорожание не превышало 5% в месяц.

Таким образом, в 2015–2016 годах цены удалось не только сдержать, но и по некоторым позициям вернуть на «докризисный» уровень. Так, по данным Минсельхоза, в январе–марте 2016 года средняя цена за тонну аммиачной селитры была ниже цены 2015 года на 9%. Популярный у аграриев аммофос также подешевел на 7%.

В 2016 году, по информации Росстата, цены на удобрения держатся на уровне прошлого года. В низкий сезон (июнь, январь) покупатели могут рассчитывать на дополнительные скидки, чем охотно пользуются крупные предприятия АПК. Приобретая необходимые удобрения в межсезонье, они хранят их в складах до следующей посевной. По данным органов управления АПК, в мае 2016 года было накоплено 1746, 8 тыс. т удобрений (на 300 тыс. т больше, чем в прошлом году).

Увы, малые предприниматели такой возможности не имеют. Одна из особенностей внутреннего рынка удобрений — отсутствие логистических цепочек. Для того чтобы получить свой мешок селитры, фермер нередко переплачивает 20–50%. В эту наценку входят и транспортные расходы, и услуги посредников. Покупать небольшую партию на заводе невыгодно, а большую фермеру негде хранить. «Выходом в такой ситуации мог бы стать кооператив сельхозпроизводителей, у которого нет своей прибыли, а главная цель — получить удобрения по цене, максимально близкой к оптовой», — считает Андрей Морозов, председатель РСО «Агроконтроль». Производители тоже готовы поддерживать снабженческие кооперативы и давать им скидки.

По данным РСО «Агроконтроль», пока кооперативное движение в России не развито. Снабженческие кооперативы работают в Астраханской области и некоторых других субъектах РФ. Но в большинстве регионов малые сельхозпредприятия переплачивают посредникам втридорога. «Для развития кооперативного движения необходима ментальная перестройка наших фермеров, — подчеркнул Андрей Морозов. — Для создания кооператива нужно собраться, выбрать председателя, соблюдать корпоративные правила и не покупать удобрения, минуя кооператив, даже если предложат дешевле. Пока процесс идет трудно, но без таких кооперативов фермерам не обойтись».

Комментарии
Прямой эфир