Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

С грядки — сразу на тарелку!

0
С грядки — сразу на тарелку!
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В то время как некоторые сельхозпроизводители только задумываются о выполнении правительственной программы импортозамещения, в Калужской области успешно работает тепличный комплекс «Людиново» компании «Агро-Инвест». Это предприятие уже через пару лет намерено полностью закрыть потребность в томатах и огурцах населения почти всей Центральной России! О том, как удалось достичь таких успехов и как производство вкусных и полезных овощей будет развиваться в дальнейшем, корреспонденту «Известий» Екатерине Кочетовой рассказал генеральный директор предприятия Алексей Сошников.

Алексей Владимирович, расскажите о вашем комплексе подробнее: что, как и где вы выращиваете?

В марте 2015 года мы запустили первую очередь комплекса — 20 гектаров теплиц! Теплицы были построены и введены в эксплуатацию всего за полгода. Это только пятая часть большого проекта, в течение двух лет будет введено в эксплуатацию еще 80 гектаров.

Мы одновременно развиваем несколько направлений бизнеса: выращиваем и томаты, и огурцы, и салат. Делать это на одной территории достаточно сложно, поэтому у нас есть группы сотрудников, работа которых направлена на выращивание только огурцов или только томатов. Они изо дня в день решают конкретные задачи и оттачивают свои навыки. Такая система организации труда существенно поможет при запуске второй и третьей очередей строительства. После того как мы отработаем все сложные технологические этапы на первых 20 гектарах, у нас будет понимание расположения растений на остальной территории тепличного комплекса. К тому моменту наши специалисты будут точно знать, какая будет пропорция площадей между томатами и огурцами, какие сорта овощей лучше выращивать. Сейчас у нас 10 гектаров занимают томаты, 8 — огурцы и 1 гектар — салат.

Каких самых значимых производственных успехов удалось достичь за год работы?

В бюджете у нас заложены целевые показатели в 15 тысяч тонн огурцов и томатов в год с первой очереди тепличного комплекса. Но я хочу сразу оговориться: мы являемся тепличным комплексом круглогодичного производства, поэтому измеряем объемы производства не за календарный год, а за каждый жизненный цикл растений. Так, мы высадили 240 тысяч кустов томатов в августе 2015 года, а первый урожай собрали в конце октября — начале ноября. Плодоносить эти растения будут 10 месяцев, до июля нынешнего года. Огурцы растут быстрее, за год проходит четыре их жизненных цикла. При этом за огурцами сложнее ухаживать: агрономы чутко следят за их ростом, чтобы не допустить перезревания. У огурцов показатель отдачи с одного квадратного метра — 120 килограммов, у томатов — в два раза меньше, 65 килограммов.

Экономическая ситуация, сложившаяся в нашей стране в последние два года, как-то повлияла на спрос на овощную продукцию «Агро-Инвеста»?

Падения спроса мы не наблюдаем. Повторюсь, что в будущем весь тепличный комплекс будет располагаться на 100 гектарах — для одного проекта это очень большая территория, таких тепличных комплексов в России немного, их можно буквально пересчитать по пальцам. В кризис многие тепличные хозяйства заявляют о своих амбициозных планах, но только немногие реально претворяют мечты в жизнь. Мы делаем все, что обещаем. Предполагается, что общий объем инвестиций в тепличный комплекс составит порядка 20 миллиардов рублей. Для запуска первой очереди в проект было вложено 5 миллиардов рублей. Нам помогают развиваться правительство РФ и Министерство сельского хозяйства РФ, а также правительство Калужской области. Наши темпы развития полностью соответствуют заранее намеченным!

Алексей Владимирович, а как в компании реализуется правительственная программа импортозамещения? У вас есть свой ответ на санкции?

Мы не сможем накормить свежими овощами всю страну — это факт. Более того, у нас нет такой цели! Вместо этого мы сфокусировались на поставке продукции в несколько конкретных регионов: в Калужскую, Брянскую, Смоленскую и Орловскую области, а также в Москву и Московскую область. Кроме того, важными для нас рынками сбыта являются Санкт-Петербург и Ленинградская область. В будущем мы готовы поставлять свежие овощи в регионы, располагающиеся в радиусе 2 тысяч километров от Москвы, в том числе и на Урал. По скорости доставки овощей в магазины мы выигрываем у производителей овощной продукции из южных регионов страны и тем более у производителей из зарубежных стран. Вечером мы срываем овощи с грядок, а ровно через 12 часов они уже лежат на полках магазинов. Получается, что за ужином наши клиенты уже могут отведать свежие огурцы и помидоры.


Мы знаем, что вы разработали собственный оригинальный бренд овощей. Но скажите, зачем вообще томатам и огурцам какое-то определенное название?

Да, еще в феврале этого года компания «Агро-Инвест» начала продавать продукцию под собственным брендом, который называется «Мое лето». В названии отражена миссия компании — круглый год производить такие же свежие и вкусные овощи, как летом. Бренд понадобился для того, чтобы определять нашу продукцию высокого качества среди всех остальных. Пока, к сожалению, люди не обращают внимание на то, что написано на упаковке. Они приходят в магазин просто «за помидорами» или «за огурцами». На данный период при выборе овощей для покупателя большую роль играет не бренд, а цена. Мы же хотим добиться того, чтобы люди спрашивали в магазинах: «А где лежат овощи “Мое лето”?».

В скором времени мы запустим рекламную кампанию и наладим адекватную коммуникацию с потребителями, в ходе которой познакомим их с политикой ценностей компании «Агро-Инвест». Люди должны понимать, что, приобретая овощи под брендом «Мое лето», они платят деньги за натуральный продукт местного производства, который не залеживается на складах и не едет в Москву через полмира. Свежие овощи, выращиваемые в ТК «Агро-Инвест», еще вчера росли на грядке, а сегодня лежат на прилавке магазина в свободном доступе для покупателя. Их не страшно употреблять в пищу самим и давать детям.


Наверное, такие «брендированные» овощи стоят недешево? По карману ли они рядовому потребителю?

Продукция тепличного комплекса относится к средней ценовой категории. Оптовая цена томатов — 90–100 рублей за килограмм. Мы работаем с федеральными и локальными розничными торговыми сетями, их наценка составляет 20–30%. В результате на прилавках наши томаты продаются по цене 140–150 рублей за килограмм.

Стратегия продаж компании «Агро-Инвест» позволяет работать с вполне платежеспособной аудиторией. Жители крупных городов в последнее время начали активнее заботиться о своем здоровье, люди готовы платить и даже переплачивать за качественную и полезную продукцию. Периодически конкуренция среди российских производителей овощей возрастает, например, весной и летом активизируются производители из южных регионов России. Я уверен, что преимущества нашей продукции помогут нам в любом случае сохранить лояльность «своего» потребителя. У нас нет задачи противопоставить себя другим производителям овощей и доказать покупателям, почему мы лучше кого-то. Наша задача — не скатываться в ценовую войну и сохранять свое ценовое позиционирование в любой ситуации.

Мы являемся надежными партнерами для ведущих федеральных сетей. Большим показателем успешной работы компании является огромный спрос на наши овощи.

Расскажите подробнее об ассортименте вашей продукции. Какие сорта овощей самые популярные?

Мы выращиваем несколько сортов томатов и огурцов. Гибриды крупных БИФ-томатов — «Тореро» — имеют «классический» вкус и такой же аромат, как у выращенных летом на своей даче. Есть несколько сортов черри. Самый популярный из них — сорт «Фаворит». Мы позиционируем черри как снековый продукт и продаем в упакованном виде в шейкерах или картонных лоточках по 250 граммов. Такой формат удобен для потребителя — человек покупает ровно столько, сколько нужно на один перекус. Еще один популярный сорт томатов — «Комит», томаты на ветке. В следующем году мы планируем сделать особый акцент на производстве томатов на ветке. Они дольше сохраняют свежесть за счет того, что в течение определенного времени получают из ветки питательные вещества, и очень хорошо смотрятся на прилавках магазинов. Кроме того, томаты на ветке очень вкусно пахнут, как будто их только что сорвали.

Сорта огурцов можно разделить на две основные категории: зимние и летние. Зимние сорта — это, как правило, длинные и средние гладкие и пупырчатые огурцы (сорта «Мева» и «Святогор»). Летом мы выращиваем маленькие огурчики сорта «Герман» длиной всего 8–12 сантиметров и средним весом 90–110 граммов. Эти огурчики хрустящие и колючие. На заметку покупателям — именно по «колючести» можно определить свежесть такого продукта. Если огурцы колючие — значит, их сорвали совсем недавно.

А может ли покупатель в магазине самостоятельно, без специальных приборов, определить степень свежести овощей?

Мне сложно об этом судить, потому что мы работаем только с качественной продукцией. Мы даже создали собственную лабораторию качества, основная задача которой — отслеживать стабильность ежедневных процессов ухода за овощами. Так, в лаборатории регулярно проверяют состав воды, которой поливают овощи, и состав специального раствора, которым их удобряют. Агрономы корректируют рецептуру раствора с учетом сезона и даже с учетом конкретного месяца. Они меняют микро- и макроэлементный состав раствора и содержание в нем основных витаминов (калия, кальция, магния, железа). В лаборатории также есть специальный прибор, который измеряет уровень содержания сахара в продукции. В результате такие исследования помогают добиться стабильности всех свойств выпускаемой продукции (внешний вид, запах, вкус). Покупатели могут быть уверены, что «сюрпризов» не будет, продукт «Агро-Инвеста» всегда будет одинаково свежим и вкусным.


У нас заключены контракты с независимыми лабораториями, которые имеют более широкие возможности для исследования готовой продукции. Мы систематически отправляем свою продукцию для контроля качества в Тульскую межобластную ветлабораторию при Россельхознадзоре по Калужской области. Для нас очень важна оценка качества продукта независимой лабораторией. В будущем мы планируем построить собственную большую лабораторию, провести ее независимую сертификацию и проводить все исследования самостоятельно.

Для работы на таком инновационном предприятии, как ваше, наверняка нужны сотрудники новой формации, бывшим «колхозникам» явно не под силу справляться с поставленными задачами. Как и где вы подбираете кадры?

В тепличном комплексе работают два приглашенных сотрудника-агронома из Голландии, они передают актуальный европейский опыт нашим российским сотрудникам. В обязанности иностранцев входит обучение сотрудников правильному уходу за растениями и помощь в составлении технологических и производственных карт. Пока в тепличном комплексе занято 450 человек. Но уже в середине мая мы приступим к строительству второй очереди проекта и начнем набор дополнительных специалистов. К осени мы их полностью обучим и подготовим для работы в новых теплицах. Мы уделяем большое внимание комфорту подсобных помещений — комнат для переодевания сотрудников, душевых, столовых. Все помещения чистые и аккуратные, в них приятно находиться. Я искренне убежден в том, что только при наличии достойных условий труда можно требовать от людей хорошей работы.

Каковы планы развития «Агро-Инвеста» на 2016 год, каких результатов вы намерены достичь?

До 2017 года мы планируем строительство порядка 30 га новых тепличных площадей. Когда они будут введены в эксплуатацию, заработает ровно половина большого проекта «Агро-Инвеста». Начиная с осени 2016 года мы сможем дополнительно производить порядка 15–20 тысяч тонн продукции. Вторую половину тепличного комплекса мы достроим в 2017 году.

Комментарии
Прямой эфир