Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
Глава МЧС назвал работу по подготовке к паводку в Курганской области качественной
Мир
На Украине сообщили о взрывах в Херсоне и Сумской области
Происшествия
В Невском районе Санкт-Петербурга перевернулась бетономешалка
Мир
ЦАХАЛ сообщила о ликвидации командующего «береговым сектором» «Хезболлы»
Общество
Задержан подозреваемый в убийстве юмориста Геворкяна в Сочи
Общество
Суд оставил иск мужа блогера Лерчек без движения
Общество
Возбуждено дело по факту инцидента в фитнес-клубе Москвы, где едва не утонул ребенок
Общество
Уровень воды в реке Урал у Оренбурга опустился до 1128 см
Общество
Медик закрыл собой раненых солдат от удара дрона ВСУ и спас пятерых бойцов
Политика
В Госдуме оценили просьбу Шольца к Си Цзиньпину не помогать России
Армия
ВС РФ обеспечили безопасность ротации миссии МАГАТЭ на ЗАЭС
Общество
Пассажирка рассказала о «взрыве под ногами» перед экстренной посадкой в Пулково
Общество
Уровень воды в реке Тобол у Кургана достиг 774 см
Мир
Постпред РФ заявил о решении МАГАТЭ отозвать специалистов с иранских объектов
Авто
Exeed анонсировала гибридный кроссовер EX с запасом хода 1,3 тыс. км
Мир
Международный аэропорт Дубая отменил 45 рейсов из-за ливней

Минкультуры определилось со стратегией культурной политики

Авторы «Стратегии государственной культурной политики» нашли у творцов «иждивенческие настроения в отношении обязательств государства»
0
Минкультуры определилось со стратегией культурной политики
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Владимир Суворов
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Минкультуры РФ опубликовало «Стратегию государственной культурной политики». Основной тезис документа — после развала СССР модель культурной политики не изменилось, значительная часть культуры по прежнему финансируется из бюджета РФ, что провоцирует «иждивенческие настроения в отношении обязательств государства».

В документе обозначено семь главных проблем в культуре, которые необходимо решить до 2030 года. Это сокращение влияния российской культуры в мире, разрыв единства культурного пространства внутри страны, диспропорции развития культуры в регионах, ослабление семейных ценностей, низкие темпы модернизации инфраструктуры и снижение роли культуры в процессе социализации личности и гармонизации общественных отношений.

Решить эти проблемы предлагается одним из трех сценариев: инерционным (повышать показатели, принципиально не меняя структуру госполитики), инновационным (сделать упор на образование, выращивая кадры) и базовым (увеличить бюджетное финансирования культуры, сконцентрировать ресурсы государства на этой сфере, продвигать стратегические законодательные инициативы).

В документе констатируется, что за годы рыночных преобразований в стране в системе финансирования культуры ничего, в сущности, не изменилось. По-прежнему превалирует прямое бюджетное финансирование, а иные, доступные для зарубежных культурных институтов источники финансирования, отсутствуют. За период с 2000 по 2014 год расходы на культуру и кинематографию в проценте от ВВП варьировались в диапазоне от 0,39% в 2000 году до 0,57% в 2014-м. При этом мировой финансово-экономический кризис 2008–2009 годов негативно отразился на объемах государственных расходов на культуру и кинематографию.

Доля расходов на культуру и кинематографию в совокупных расходах консолидированного бюджета РФ варьировалась в 2000–2014 годах от 1,36% в 2001 году до 1,48% в 2014-м, при этом максимальный процент был в 2005 году — 1,89%. В абсолютных значениях расходы на культуру и кинематографию из бюджета выросли за рассматриваемый период почти в 14,5 раза — с 28,5 млрд рублей в 2000 году до 410 млрд рублей в 2014-м.

В стратегии отмечается, что по показателю расходов на культуру в расчете на душу населения Россия в целом демонстрирует отставание от аналогичного показателя европейских стран. По данным Евростата за 2013 год, Россия, где подушевой расход на культуру составляет € 57 на человека в год, среди европейских стран — членов Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) обогнала лишь Португалию, Румынию, Болгарию и Грецию. От уровня подушевого финансирования культуры в Норвегии Россия отстает почти в 8 раз (€ 447), Франции — более чем в четыре раза (€ 252), Германии — в 2,5 раза (€ 145).

Директор Российского академического молодежного театра (РАМТ) Софья Апфельбаум не верит, что в ближайшее время бюджет на культуру может быть увеличен.

— Дай Бог, чтобы его не урезали. Вообще понятия «инерционный» и «инновационный» относятся не к финансированию, а к механизмам, по которым будут развиваться учреждения культуры. Я бы сказала, что инновационный путь — это поиск решений по увеличению количества привлеченных внебюджетных средств, поиск новых механизмов финансирования, которые не позволят говорить о том, что культура просто сидит на шее у государства, — говорит Апфельбаум. 

В кинематографе базовый сценарий предполагает достижение следующих показателей: рост доли российских фильмов в прокате до 25% к 2018 году (сегодня — менее 18%), а к 2030 году — до 30%; увеличение количества экранов к 2030 году до 5 тыс. (сегодня — около 4 тыс.), а также среднего числа посещений киносеансов одним жителем в год к 2020 году — до 0,8 (в 2012 году было 0,35).

Авторы документа предлагают конкретные меры по увеличению финансирования культурной сферы. Это, к примеру, отчисление от налогов, включая акцизы на алкогольную и табачную продукцию.

Кроме того, предлагается снизить налоги для культурных организаций, дать каждому налогоплательщику возможность перечислять 1% доходов на культуру, а также создать общенациональную лотерею, средства которой перечислялись бы на поддержку театров и музеев.

Председатель правления Ассоциации кино- и телепродюсеров Сергея Сельянов считает, что озвученные в стратегии цифры вполне достижимы — при условии последовательных усилий правительства.

— Чтобы иметь 25% сборов российского кино в 2018 году, нужно действовать уже сейчас, так как процесс создания больших фильмов составляет 3–4 года. Необходимо увеличение суммы поддержки (это важно само по себе, но еще и тем, что привлекает частные инвестиции в бизнес). Мне кажется, нужно расширение компетенции Фонда кино, улучшение правоприменения антипиратского законодательства, решительная модернизация профильного образования и подготовки кадров, налоговые льготы для анимации как драйвера индустрии и так далее, список можно продолжать долго. Если всё будет идти, как идет сейчас, шансы воплотить эти показатели снижаются. Правительство и министерство должны создать условия максимального благоприятствования для всей индустрии, и тогда будет рост, — уверен продюсер.

Экономическая ситуация и ослабление рубля, по мнению Сельянова, хоть и скажутся на киноиндустрии, но не станут решающим фактором.

Ранее Минкультуры сорвало сроки создания «Стратегии государственной культурной политики». В начале 2015 года вице-премьер Ольга Голодец давала ведомству поручение подготовить проект документа до 15 мая, однако он появился только к ноябрю. В середине ноября участники заседания Совета по культуре и искусству при президенте раскритиковали  проект документа, подготовленный НИИ культурного и природного наследия им. Д.С. Лихачева по поручению Минкультуры. В итоге документ будет перерабатываться специальной объединенной рабочей группой, куда вошли представители администрации президента, Минкультуры и деятели культуры.

«Основы государственной культурной политики» — основополагающий документ в сфере культуры, который разрабатывался администрацией президента, Минкультуры и широко обсуждался на различных площадках в течение 2014 года — Года культуры. Идея сформулировать основы культурной политики России возникла в ходе заседания президентского Совета по культуре и искусству в ноябре 2013 года.


Комментарии
Прямой эфир