Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

РФС планирует возродить институт футбольных агентов

Представитель Игоря Денисова Павел Андреев может возглавить комиссию РФС по агентской деятельности
0
РФС планирует возродить институт футбольных агентов
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Владимир Суворов
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Футбольные агенты вновь могут стать субъектами футбола. Основными лоббистами возвращения института футбольных агентов, прекратившего свое существование 1 апреля 2015 года, по информации «Известий», стали советник президента РФС по правовым вопросам Денис Рогачев и один из наиболее влиятельных футбольных агентов России Павел Андреев, по сведениям нескольких источников представляющий интересы футболистов Игоря Денисова, Александра Анюкова, Владимира Быстрова, братьев Дмитрия и Кирилла Комбаровых, Антона Шунина. Известность Андреев получил в 2002 году, когда представлял интересы Дмитрия Сычева во время его скандального ухода из московского «Спартака».

Придание футбольным посредникам статуса агентов планируется прописать в законопроекте о регулировании отношений в профессиональном футболе. Этот законопроект поручил разработать президент России Владимир Путин по итогам состоявшегося 2 июня Совета при президенте РФ по физической культуре и спорту. Однако в то время не было определенности, какой статус придать футбольным посредникам — обычных общегражданских представителей футболистов и тренеров или лицензированных РФС агентов.

Долгие годы футбольные агенты были субъектами футбола и допускались к работе в результате сдачи экзаменов в ФИФА или национальных федерациях. В случае успешной сдачи им выдавалась лицензия за подписью президента федерации, позволявшая официально заключать договоры с игроками и получать комиссию в результате сделок с субъектами футбола (игроками, тренерами или клубами). Экзамен проводила комиссия РФС по агентской деятельности. Во времена первого президентства в РФС Виталия Мутко (2005–2009 годы) комиссию возглавлял президент РФПЛ Сергей Прядкин, некогда сам занимавшийся агентской деятельностью, из-за чего его не раз обвиняли в конфликте интересов. В 2010–2012 годах комиссию возглавлял соратник Прядкина исполнительный директор РФПЛ Сергей Чебан, а с декабря 2012 по июнь 2015 года при управлении РФС Николаем Толстых комиссией руководил Валерий Кучуркин, в августе в интервью «Известиям» рассказавший, что, по его данным, до его прихода ставка за получение лицензии агента составляла $10–20 тыс. 

Ранее все юридические споры между агентами и иными субъектами футбола решались внутри системы ФИФА, национальных федераций и их юрисдикционных органов (Палата по разрешению споров, Комитет по статусу и переходам). Формальный контроль за сферой их деятельности также ограничивался органами футбола (в России это были Комиссия РФС по агентской деятельности и отдел лицензирования РФС). Наличие обширных связей агентов и руководителей клубов и федерации привело к тому, что правоохранительные органы (Следственный комитет, Контрольно-ревизионное управление МВД, ФСБ и прокуратура) оказались ограничены в возможностях контроля над операциями по цепочке «клуб–агент» и «игрок–агент», что привело к росту сомнительных с экономической точки зрения финансовых операций.  

— Еще в 2000-е годы стала проявляться странная тенденция: клубы, особенно бюджетные, ограниченные в средствах, терпели банкротства, но при этом увеличивались объемы выплат агентам этими же клубами, — пояснил «Известиям» бывший председатель Комиссии РФС по агентской деятельности Валерий Кучуркин. — Возглавляя комиссию, я много общался с сотрудниками КРУ МВД, Следственного комитета, прокуратуры. Очень быстро понял, что они упираются в производственный тупик. Они начинают разбирать природу многомиллионных сделок между клубами и агентами за простые юридические консультации по переходу игроков (а иногда продлению контрактов), но те им в ответ показывают лицензию и ссылаются на особую специфику футбола. Точно так же аффилированные с агентами клубные менеджеры говорят своим учредителям, что это неизбежные отраслевые издержки и без подобных комиссий невозможно взять хорошего игрока. Особенно остро это проблема стоит в случае с клубами, финансируемыми из бюджетов регионов или корпораций с государственным участием. Получается автономный от контрольных органов канал вывода из бюджетов денег налогоплательщиков.

В 2013 году ФИФА приняла решение упразднить институт футбольных агентов. На это решение повлияла позиция международной организации FATF (группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег), еще в 2009 году проявившая интерес к операциям с посредниками в сфере футбола и квалифицировавшая любую из подобных сделок как заведомо подозрительную. В 2014 году конгресс ФИФА объявил об упразднении агентской сферы с апреля 2015 года. Это означало, что главный международный футбольный орган отказывается от лицензирования агентов, сами агенты меняют свое название на посредников и выводятся из-под юрисдикции ФИФА, перенося свои операции в сферу общегражданских отношений, а решения спорных вопросов — в суды общей юрисдикции.

ФИФА оставила национальным федерациям свободу в принятии решения — отказываться ли от лицензирования агентов или оставить их под своим крылом. Большинство европейских федераций последовали по примеру ФИФА. Среди них оказался и РФС, по инициативе тогдашнего президента Николая Толстых, председателя комиссии по агентской деятельности Валерия Кучуркина и члена комиссии по агентской деятельности Василия Грищака принявший решение с апреля 2015 года вывести агентов из-под своей юрисдикции.

Однако 31 мая Толстых был отправлен в отставку конференцией РФС. Через три недели исполком РФС обновил состав комиссии по агентской деятельности, исключив из нее Кучуркина и Грищака. Комиссию возглавил советник президента РФС по безопасности и противодействию коррупции Юрий Жмурко, состоявший в комиссии при своем предшественнике. 2 июня на совете по спорту при президенте РФ глава Олимпийского комитета России Александр Жуков в присутствии президента заявил о неразумности плат агентам со стороны бюджетных клубов и предложил урегулировать на правовом уровне этот вопрос. Владимир Путин поддержал эту инициативу и подписал поручение правительству РФ подготовить соответствующий законопроект к следующему президентскому совету, который будет посвящен футболу и состоится 1 декабря.

Нынешний законопроект Министерства спорта подразумевает возврат к лицензированию агентов, а следовательно, и возвращение их сделок под юрисдикцию национальной федерации. Лоббирующий его Денис Рогачев — член нескольких комитетов РФС.

Напомним, что в последнее десятилетие российский футбол потряс ряд скандалов, связанных с выводом из бюджетных клубов средств в офшоры через агентские фирмы, иногда являвшиеся однодневками. Самыми резонансными случаями стали трансферы форварда «Спартака» Павла Погребянка в «Томь» зимой 2006 года и полузащитника голландского «Гронингема» Евгения Левченко в раменский «Сатурн» летом 2009 года.

— В традиционном бизнесе фирмам нужно тахограф поставить и кучу документов оформить, чтобы машина заказы развозила, а в футболе можно было торговать живым товаром без всякого контроля, — говорит Кучуркин. — С апреля 2015 года ситуация усложнилась. Попробуй объяснить судам и контролирующим органам, за какие услуги ты получил эти деньги, а суммы комиссионных, как правило, исчислялись миллионами рублей, а иногда и десятками миллионов. Я убежден, что государственные органы должны рассматривать агентские сделки, не обращая внимание на специфику рынка. Пусть относятся к этому как к обычным сделкам, совершаемым в гражданском обороте. Эту позицию мы отстаивали в комиссии. Отсюда и сумма платежей агентам резко снизилась. Судя по тому, что есть желание вернуть все в прежний режим и к лоббированию этого законопроекта подключены очень серьезные силы, напрашивается вывод, что апрельский выход бывших агентов в общую юрисдикцию действительно затруднил им движение средств. Значит, мы правильно всё сделали в этом вопросе.

Однако один из авторов законопроекта Денис Рогачев, в прошлом футбольный агент, в частности, представлявший интересы Артема Дзюбы на заре карьеры форварда сборной России, заявил «Известиям», что возвращение института агентов незначительно изменит ситуацию в футболе.

— Эти вопросы были обсуждены еще при подготовке к предыдущему совету (состоявшемуся 2 июня. — «Известия»), — утверждает Рогачев. — Вопросы нашли свое отражение в материалах того совета и, по моим сведениям, во вносимом в правительство законопроекте с условным названием «О профессиональном спорте». Законопроект не обязывает рассматривать споры каким-либо одним способом — например, только третейскими судами или только органами федераций и лиг или только государственными судами. И сейчас законодательство дает такие же варианты. Да, с 1 апреля посредники выведены из-под юрисдикции ФИФА и РФС. Но это решение регламентное, а не законодательное. Законопроект предусматривает право федерации вводить описанный комплекс мер. Не захочет федерация — не будет вводить. До законопроекта спортивные агенты в отличие от, например, Франции в спортивном законодательстве не упоминались. Контроль за агентами сложен, но возможен. Они не так доступны для спортивных санкций в отличие от классических субъектов спорта. Поэтому идея в опциональном подходе — если есть желание и силы у национальной федерации, она может в отличие от позиции ФИФА регулировать дополнительно деятельность агентов, как во Франции.

В 2014–2015 годах в СМИ публиковались подробности и других крупных сделок между клубами, агентами и разными офшорными компаниями. Самым резонансным эпизодом стал совершенный в 2012 году трансфер в «Ростов» французского форварда Флорана Синама-Понголя. Договор о трансфере француза был заключен между клубом и агентством Friends & Football International LLC. По договору компанию-посредника в сделке по переводу Синама-Понголя представлял агент ФИФА Деян Йоксимович. Агентское вознаграждение составило €1 млн. 

Выяснилось, что деньги из бюджета Ростовской области, выделенные «Ростову», из клуба были отправлены в черногорский банк Atlasmont Banka AD на счет компании, зарегистрированной в американском штате Делавэр, затем оказались в латвийском банке AS Privatbank, принадлежащем украинскому олигарху Игорю Коломойскому. После они были переведены на счет британской фирмы Drensler LLP, которая подозревалась правоохранительными органами в отмывании денежных средств.

Можно привести и еще один резонансный пример. В 2013 году Счетная палата опубликовала отчет о проверке деятельности ГАУ ФК «Алания», в ходе которой был выявлен платеж в 40,4 млн рублей агентам за помощь в организации трансфера бразильского нападающего  Вандиньо Вандерсона да Сильва Соузы, забившего 1 гол в 12 матчах ФНЛ и уволенного спустя полгода за прогулы.   

Весной 2013 года комиссия по агентской деятельности опубликовала на официальном сайте РФС меморандум, где рекомендовала клубам воздержаться от сделок с агентами, предложив ограничить их роль лишь взаимоотношениями с игроками. Это привело к затяжному конфликту РФС с агентским сообществом, частью клубов и представителей лиг, но, по словам экс-президента РФС Николая Толстых, траты на агентов за 2012–2014 годы официально снизились на 1,6 млрд рублей.

Комментарии
Прямой эфир

Загрузка...