Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
В МИДе заявили об отсутствии готовности ЕС восстановить диалог с РФ
Мир
WSJ сообщила о возможности Уиткоффа снова посетить Россию
Мир
Папа римский Франциск умер в возрасте 88 лет
Мир
Путин подписал закон о ратификации договора о стратегическом партнерстве с Ираном
Общество
Путин подписал закон об уголовной ответственности за дискредитацию ВС РФ
Армия
ВСУ 4,9 тыс. раз нарушили режим пасхального перемирия
Общество
Жителя Крыма задержали за передачу спецслужбам Украины данных о военных объектах
Мир
Путин назвал папу римского Франциска выдающимся человеком
Мир
Султан Омана прибыл в Россию с официальным визитом
Мир
В Кремле позитивно оценили позицию США о невозможности вступления Украины в НАТО
Мир
В Одессе трое мужчин выдавали себя за военкомов с целью похищения людей
Мир
Захарова заявила о неумении Запада конкурировать в торговле на основе права
Мир
Келлог заявил об усталости США от конфликта на Украине
Армия
ВСУ после окончания перемирия потеряли до 50 человек на курском направлении
Спорт
Гол Свечникова помог «Каролине Харрикейнз» начать с победы плей-офф НХЛ
Политика
Военный эксперт назвал нонсенсом возможное разоружение ФРГ армии ради Киева
Мир
В Харьковской области военные ВСУ въехали на детскую площадку и устроили драку

РФС планирует возродить институт футбольных агентов

Представитель Игоря Денисова Павел Андреев может возглавить комиссию РФС по агентской деятельности
36
РФС планирует возродить институт футбольных агентов
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Владимир Суворов
Выделить главное
Вкл
Выкл

Футбольные агенты вновь могут стать субъектами футбола. Основными лоббистами возвращения института футбольных агентов, прекратившего свое существование 1 апреля 2015 года, по информации «Известий», стали советник президента РФС по правовым вопросам Денис Рогачев и один из наиболее влиятельных футбольных агентов России Павел Андреев, по сведениям нескольких источников представляющий интересы футболистов Игоря Денисова, Александра Анюкова, Владимира Быстрова, братьев Дмитрия и Кирилла Комбаровых, Антона Шунина. Известность Андреев получил в 2002 году, когда представлял интересы Дмитрия Сычева во время его скандального ухода из московского «Спартака».

Придание футбольным посредникам статуса агентов планируется прописать в законопроекте о регулировании отношений в профессиональном футболе. Этот законопроект поручил разработать президент России Владимир Путин по итогам состоявшегося 2 июня Совета при президенте РФ по физической культуре и спорту. Однако в то время не было определенности, какой статус придать футбольным посредникам — обычных общегражданских представителей футболистов и тренеров или лицензированных РФС агентов.

Долгие годы футбольные агенты были субъектами футбола и допускались к работе в результате сдачи экзаменов в ФИФА или национальных федерациях. В случае успешной сдачи им выдавалась лицензия за подписью президента федерации, позволявшая официально заключать договоры с игроками и получать комиссию в результате сделок с субъектами футбола (игроками, тренерами или клубами). Экзамен проводила комиссия РФС по агентской деятельности. Во времена первого президентства в РФС Виталия Мутко (2005–2009 годы) комиссию возглавлял президент РФПЛ Сергей Прядкин, некогда сам занимавшийся агентской деятельностью, из-за чего его не раз обвиняли в конфликте интересов. В 2010–2012 годах комиссию возглавлял соратник Прядкина исполнительный директор РФПЛ Сергей Чебан, а с декабря 2012 по июнь 2015 года при управлении РФС Николаем Толстых комиссией руководил Валерий Кучуркин, в августе в интервью «Известиям» рассказавший, что, по его данным, до его прихода ставка за получение лицензии агента составляла $10–20 тыс. 

Ранее все юридические споры между агентами и иными субъектами футбола решались внутри системы ФИФА, национальных федераций и их юрисдикционных органов (Палата по разрешению споров, Комитет по статусу и переходам). Формальный контроль за сферой их деятельности также ограничивался органами футбола (в России это были Комиссия РФС по агентской деятельности и отдел лицензирования РФС). Наличие обширных связей агентов и руководителей клубов и федерации привело к тому, что правоохранительные органы (Следственный комитет, Контрольно-ревизионное управление МВД, ФСБ и прокуратура) оказались ограничены в возможностях контроля над операциями по цепочке «клуб–агент» и «игрок–агент», что привело к росту сомнительных с экономической точки зрения финансовых операций.  

— Еще в 2000-е годы стала проявляться странная тенденция: клубы, особенно бюджетные, ограниченные в средствах, терпели банкротства, но при этом увеличивались объемы выплат агентам этими же клубами, — пояснил «Известиям» бывший председатель Комиссии РФС по агентской деятельности Валерий Кучуркин. — Возглавляя комиссию, я много общался с сотрудниками КРУ МВД, Следственного комитета, прокуратуры. Очень быстро понял, что они упираются в производственный тупик. Они начинают разбирать природу многомиллионных сделок между клубами и агентами за простые юридические консультации по переходу игроков (а иногда продлению контрактов), но те им в ответ показывают лицензию и ссылаются на особую специфику футбола. Точно так же аффилированные с агентами клубные менеджеры говорят своим учредителям, что это неизбежные отраслевые издержки и без подобных комиссий невозможно взять хорошего игрока. Особенно остро это проблема стоит в случае с клубами, финансируемыми из бюджетов регионов или корпораций с государственным участием. Получается автономный от контрольных органов канал вывода из бюджетов денег налогоплательщиков.

В 2013 году ФИФА приняла решение упразднить институт футбольных агентов. На это решение повлияла позиция международной организации FATF (группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег), еще в 2009 году проявившая интерес к операциям с посредниками в сфере футбола и квалифицировавшая любую из подобных сделок как заведомо подозрительную. В 2014 году конгресс ФИФА объявил об упразднении агентской сферы с апреля 2015 года. Это означало, что главный международный футбольный орган отказывается от лицензирования агентов, сами агенты меняют свое название на посредников и выводятся из-под юрисдикции ФИФА, перенося свои операции в сферу общегражданских отношений, а решения спорных вопросов — в суды общей юрисдикции.

ФИФА оставила национальным федерациям свободу в принятии решения — отказываться ли от лицензирования агентов или оставить их под своим крылом. Большинство европейских федераций последовали по примеру ФИФА. Среди них оказался и РФС, по инициативе тогдашнего президента Николая Толстых, председателя комиссии по агентской деятельности Валерия Кучуркина и члена комиссии по агентской деятельности Василия Грищака принявший решение с апреля 2015 года вывести агентов из-под своей юрисдикции.

Однако 31 мая Толстых был отправлен в отставку конференцией РФС. Через три недели исполком РФС обновил состав комиссии по агентской деятельности, исключив из нее Кучуркина и Грищака. Комиссию возглавил советник президента РФС по безопасности и противодействию коррупции Юрий Жмурко, состоявший в комиссии при своем предшественнике. 2 июня на совете по спорту при президенте РФ глава Олимпийского комитета России Александр Жуков в присутствии президента заявил о неразумности плат агентам со стороны бюджетных клубов и предложил урегулировать на правовом уровне этот вопрос. Владимир Путин поддержал эту инициативу и подписал поручение правительству РФ подготовить соответствующий законопроект к следующему президентскому совету, который будет посвящен футболу и состоится 1 декабря.

Нынешний законопроект Министерства спорта подразумевает возврат к лицензированию агентов, а следовательно, и возвращение их сделок под юрисдикцию национальной федерации. Лоббирующий его Денис Рогачев — член нескольких комитетов РФС.

Напомним, что в последнее десятилетие российский футбол потряс ряд скандалов, связанных с выводом из бюджетных клубов средств в офшоры через агентские фирмы, иногда являвшиеся однодневками. Самыми резонансными случаями стали трансферы форварда «Спартака» Павла Погребянка в «Томь» зимой 2006 года и полузащитника голландского «Гронингема» Евгения Левченко в раменский «Сатурн» летом 2009 года.

— В традиционном бизнесе фирмам нужно тахограф поставить и кучу документов оформить, чтобы машина заказы развозила, а в футболе можно было торговать живым товаром без всякого контроля, — говорит Кучуркин. — С апреля 2015 года ситуация усложнилась. Попробуй объяснить судам и контролирующим органам, за какие услуги ты получил эти деньги, а суммы комиссионных, как правило, исчислялись миллионами рублей, а иногда и десятками миллионов. Я убежден, что государственные органы должны рассматривать агентские сделки, не обращая внимание на специфику рынка. Пусть относятся к этому как к обычным сделкам, совершаемым в гражданском обороте. Эту позицию мы отстаивали в комиссии. Отсюда и сумма платежей агентам резко снизилась. Судя по тому, что есть желание вернуть все в прежний режим и к лоббированию этого законопроекта подключены очень серьезные силы, напрашивается вывод, что апрельский выход бывших агентов в общую юрисдикцию действительно затруднил им движение средств. Значит, мы правильно всё сделали в этом вопросе.

Однако один из авторов законопроекта Денис Рогачев, в прошлом футбольный агент, в частности, представлявший интересы Артема Дзюбы на заре карьеры форварда сборной России, заявил «Известиям», что возвращение института агентов незначительно изменит ситуацию в футболе.

— Эти вопросы были обсуждены еще при подготовке к предыдущему совету (состоявшемуся 2 июня. — «Известия»), — утверждает Рогачев. — Вопросы нашли свое отражение в материалах того совета и, по моим сведениям, во вносимом в правительство законопроекте с условным названием «О профессиональном спорте». Законопроект не обязывает рассматривать споры каким-либо одним способом — например, только третейскими судами или только органами федераций и лиг или только государственными судами. И сейчас законодательство дает такие же варианты. Да, с 1 апреля посредники выведены из-под юрисдикции ФИФА и РФС. Но это решение регламентное, а не законодательное. Законопроект предусматривает право федерации вводить описанный комплекс мер. Не захочет федерация — не будет вводить. До законопроекта спортивные агенты в отличие от, например, Франции в спортивном законодательстве не упоминались. Контроль за агентами сложен, но возможен. Они не так доступны для спортивных санкций в отличие от классических субъектов спорта. Поэтому идея в опциональном подходе — если есть желание и силы у национальной федерации, она может в отличие от позиции ФИФА регулировать дополнительно деятельность агентов, как во Франции.

В 2014–2015 годах в СМИ публиковались подробности и других крупных сделок между клубами, агентами и разными офшорными компаниями. Самым резонансным эпизодом стал совершенный в 2012 году трансфер в «Ростов» французского форварда Флорана Синама-Понголя. Договор о трансфере француза был заключен между клубом и агентством Friends & Football International LLC. По договору компанию-посредника в сделке по переводу Синама-Понголя представлял агент ФИФА Деян Йоксимович. Агентское вознаграждение составило €1 млн. 

Выяснилось, что деньги из бюджета Ростовской области, выделенные «Ростову», из клуба были отправлены в черногорский банк Atlasmont Banka AD на счет компании, зарегистрированной в американском штате Делавэр, затем оказались в латвийском банке AS Privatbank, принадлежащем украинскому олигарху Игорю Коломойскому. После они были переведены на счет британской фирмы Drensler LLP, которая подозревалась правоохранительными органами в отмывании денежных средств.

Можно привести и еще один резонансный пример. В 2013 году Счетная палата опубликовала отчет о проверке деятельности ГАУ ФК «Алания», в ходе которой был выявлен платеж в 40,4 млн рублей агентам за помощь в организации трансфера бразильского нападающего  Вандиньо Вандерсона да Сильва Соузы, забившего 1 гол в 12 матчах ФНЛ и уволенного спустя полгода за прогулы.   

Весной 2013 года комиссия по агентской деятельности опубликовала на официальном сайте РФС меморандум, где рекомендовала клубам воздержаться от сделок с агентами, предложив ограничить их роль лишь взаимоотношениями с игроками. Это привело к затяжному конфликту РФС с агентским сообществом, частью клубов и представителей лиг, но, по словам экс-президента РФС Николая Толстых, траты на агентов за 2012–2014 годы официально снизились на 1,6 млрд рублей.

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир
Следующая новость
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением и Пользовательским соглашением