«Кино про зомби — это очень серьезно»


Режиссер трагических фильмов «Волчок» и «Жить» Василий Сигарев неожиданно снял новогоднюю комедию «Страна Оз» (приз за лучший сценарий на «Кинотавре-2015»). Режиссер рассказал в интервью «Известиям» о том, почему русская комедия всегда балансирует на грани драмы, и о своих планах снять постапокалипсис о зомби.
— Почему вдруг решили снять новогоднюю комедию? Не совсем ваш жанр…
— Изначально я захотел снять комедию по рассказам актера Андрея Ильенкова (играет в «Стране Оз» одну из главных мужских ролей. — «Известия»). Новогодней она стала уже в процессе. Когда сценарий был готов примерно наполовину, я понял, что такой концентрации событий в обычное время быть не может. А в праздники любое безумие выглядит естественным.
— Насколько получилось передать дух нашего народного праздника?
— Если встречать Новый год не только за своим столом, но и выходить на улицу, то увидишь примерно то же, что показано в нашем фильме. Люди устают отмечать, и к десятому дню праздник перерастает в стихийное бедствие. Нельзя людей так надолго оставлять без дела — они сразу начинают вытворять всё, что в голову взбредет. И потом, как раз в эти дни ярче всего проявляется человеческое одиночество. Ведь очень много людей, которым не с кем встречать праздник. Вокруг веселье, а им грустно. Я сам многих знаю, кто в новогоднюю ночь сидит у телевизора в одиночестве или спать ложится.
— У вас это в основном почему-то мужчины…
— Наверное, потому, что почти все герои, кроме главной героини Ленки, — это частично я сам. И потом, это как у Гоголя в «Мертвых душах», — галерея образов. Даже все события я старался брать из реальной жизни. Например, сцена, где герой Куценко ставит на голову коробку с фейерверком, — я сам так делал. И результат был точно такой же, как в картине. Не знаю даже, что мне тогда взбрело в голову и зачем я это сделал. Такой случился искренний порыв.
— Герои действительно ведут себя очень искренне, но почти все не лучшим образом.
— Просто мужчины больше способны на разные гадости. Женщина для меня — всегда центр Вселенной, вокруг нее всё вращается. Как раз как вокруг Ленки — она сама никаких номеров не выкидывает, а просто принимает все события, какие с ней случаются, такими, какие они есть. И людей тоже. При этом она инфантильна и не знает, как реагировать на мир вокруг. В этом она типична — мы же очень инфантильная нация. Но именно эта детскость и делает Ленку чистой, ведь взрослые люди часто по-нехорошему расчетливы, а она живет сердцем. Как и многие у нас в стране: ничего не имеют из материальных благ, зато душу сохранили.
— Вам самому-то смешно было смотреть?
— Я смеялся вместе со зрителями в зале. Мне очень нравится смотреть кино именно со зрителями, когда сразу видишь реакцию. И всегда радостно, когда смеются даже над теми шутками, про которые ты не думал, что они сработают. Комедию обязательно надо смотреть с компанией. Я считаю, что те, кто не ходит в кинотеатры, сами себя обкрадывают.
— Не боитесь возмущения зрителей, которые во многих героях узнают себя?
— Поэтому я и решил делать фильм с участием звезд — это придает действию некоторую отстраненность от реальности. Зритель же очень боится смотреть кино про себя, если ты не показываешь его героем. Кому же хочется выглядеть нелепо? Но русская комедия всегда живет на грани с драмой. Те же «Мертвые души»: вроде смешно, но начинаешь понимать, что как-то мы не очень правильно живем. Но я лично стараюсь смотреть на всё с юмором. Кстати, о зрительской реакции: мы снимали в Екатеринбурге, и в картине принимал участие мэр города Евгений Ройзман, который сыграл самого себя в эпизоде, где он хочет подвезти главную героиню, идущую вдоль трассы в лесу. После выхода трейлера одна из жительниц Екатеринбурга написала на нас заявление в прокуратуру за клевету, а еще ей не понравилось, что мэр пропагандирует частный извоз. Думаю, еще много веселого предстоит после выхода фильма в прокат.
— Особенно если учитывать нецензурную лексику, хоть и «запиканную». Вы специально не стали менять реплики героев или уже не успевали?
— Когда я снимал «Страну Оз», то до последнего надеялся, что этот закон не примут. Я отрицательно отношусь к запрету мата в кино. Считаю, что надо давать на афишах предупреждение, а зрители пусть сами выбирают, идти или нет. Можно даже делать две прокатные версии, но не запрещать. Но русский язык невосприимчив к цензуре — он просачивается даже через «пики». Причем до сих пор непонятно, какие слова надо «запикивать», полного перечня нет нигде. Думаю, этот закон всё равно отменяет — а то скоро все будем «пиками» общаться.
— Следующий фильм тоже будет комедией или к драме вернетесь?
— Нет, теперь я хочу снять постапокалипсис про зомби. Фильмы про зомби — мой любимый жанр, который у нас в России практически не представлен. У нас все хорошие режиссеры снимают серьезные фильмы, а зомби-апокалипсисы всерьез не воспринимают. Но для меня лично это очень серьезная тема, фактически социальное кино о том, как ломается мир и люди начинают уничтожать себе подобных. Просто что у нас, что на Западе крайне мало хороших картин на эту тему. Причем я хочу снять и полнометражный фильм, и восьмисерийный телесериал по двум оригинальным сценариям.
— Неожиданно.
— Да, я давно хотел такой фильм снять, просто раньше был не готов — на такой проект нужен серьезный бюджет, чтобы смотрелось качественно, а не как у нас любят: купили зубы в сувенирном магазине, лица грязью намазали — и готово. Тут всё должно быть очень профессиональным. Причем у нас есть уже прекрасные специалисты, с которыми можно делать такой масштабный проект, — и гримеры, и каскадеры, которых в Голливуд возят. А надо давать им работу тут, в России, и снимать свое качественное кино. Про меня уже думают, что это после «Волчка» и «Жить» я вдруг за комедию взялся — мол, несерьезно. Никто не верит, что фильм смешной. Но я не переживаю, потому что мне хочется удивлять прежде всего самого себя. А не сидеть на 300-серийном сериале, где поставил две камеры и снимай, как актеры тарабанят текст. И снимать подряд сплошные драмы мне тоже не интересно. Должно же быть разнообразие в профессии.