Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
В ФБР заявили об угрозе терактов в общественных местах в США
Мир
Захарова указала на провокационный характер учений НАТО на территории Финляндии
Мир
Сенатор Кастюкевич рассказал о жизни в оккупированном ВСУ Херсоне
Происшествия
В районе падения БПЛА в промзоне Липецка была проведена эвакуация
Политика
Матвиенко указала на нуждающиеся в объединении регионы
Мир
Рогов назвал формальностью принятие конгрессом США закона о помощи Украине
Общество
Сергей Собянин объявил о начале сезона летней навигации по Москве-реке
Политика
Министры здравоохранения РФ и КНДР провели встречу по вопросам сотрудничества
Мир
В ОДКБ заявили о сохранении обязательств в отношении Армении в полном объеме
Экономика
В НКР спрогнозировали снижение выдачи автокредитов во II квартале 2024 года
Мир
Военнослужащие ВС РФ за сутки поразили 360 целей ВСУ
Мир
Марочко сообщил об использования ВСУ аэростатов для подъема ретрансляторов
Мир
Байден подпишет пакет законопроектов о помощи Украине 24 апреля
Мир
МИД КНДР заявило о неспособности западной помощи ВСУ остановить армию РФ
Мир
Захарова возмутилась отсутствием реакции Запада на смерть военкора Еремина
Общество
В России стартовала акция памяти «Георгиевская лента»

Как воспитать ученого

0
Как воспитать ученого
Фото: PhotoXPress.ru
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Вовремя открыть в ребенке талант к науке значительно сложнее, чем, скажем, к музыке или живописи, уверяют педагоги и психологи. «Известия» решили разобраться, как это сделать и как не допускать ошибок в воспитании юного гения.

Навыки к естественным наукам можно и нужно прививать с детского сада, считает Евгений Ямбург, заслуженный учитель России, директор центра образования № 109: «Для этого есть масса возможностей. Стандарты дошкольного образования являются здесь одним из серьезных ориентиров. В раннем возрасте интерес к науке пробуждается в игровой форме, нужно добиться того, чтобы ребенок сам почувствовал себя «первооткрывателем». По словам специалиста, сделать это совсем несложно, для этого даже не требуются какие-то специальные приспособления. К примеру, можно просто отправить малыша играть в песочницу, а можно вместе с ним заняться исследованием упавшего с дерева листа».

В этом возрасте выбирать нужно те области науки, которые переплетаются с уже существующими «траекториями обучения». Ребенок может постигать причины и следствия событий, встречающихся в повседневной жизни: например, почему мороженое тает в тепле. Интересны малышу будут и закономерности, выявленные в строении и функции, скажем, связь между формой зубов животного и его питательным рационом. «Стоит обратить внимание ребенка и на классификацию по признакам: различные объекты или организмы имеют различные свойства, — отмечает Евгений Ямбург. — Например, млекопитающие покрыты шерстью, а птицы — перьями». Нелишним будет вместе с ребенком проследить за тем, как могут меняться неживые предметы (каким образом игрушки становятся сломанными игрушками).

У малыша могут сложиться свои особые области интереса, например, к горным породам или автомобилям, к кошкам или к поведению животных. Такие пристрастия достойны того, чтобы обращать на них внимание и подбирать занятия на эти темы. А вот адаптировать под развлечения малыша уроки, предназначенные для старших детей, не стоит. Одно дело учить дошкольника смешивать цветные краски и изучать их оттенки. Совсем другое — пытаться вместе с ним решать задачи по физике световых волн. Не менее важно избегать объяснений со ссылками на «невидимые силы», например, электромагнетизм, естественный отбор. Тем не менее упрощать общепринятые названия также не стоит: когда мы изучаем новую концепцию, то в голове должны отложиться ее основные понятия и терминология. Поэтому если вы вместе с ребенком обсуждаете дыхание, то так и называйте это понятие «дыхание». «Некоторые занятия предполагают использование специальных научных приборов — увеличительное стекло, весы, линейки, — рассказывает Евгений Ямбург. — Как только малыш научится обращаться с такими инструментами, их стоит сделать доступными в течение всего дня, а не только на время занятий».

На приучение детей к проектной деятельности ориентированы и стандарты школьного образования, напоминают эксперты. «Исследовательский компонент появляется уже в начальной школе, — говорит Ирина Абанкина, директор Института развития образования НИУ ВШЭ. — В идеале ребенка нужно научить такой компетенции, как получение знаний самостоятельно, он должен уметь добывать и анализировать информацию из разных источников. Сначала это делается на простых задачах, впоследствии они усложняются. Именно за счет этого формируется научное мировоззрение».

Психологи советуют: в жизнь маленького школьника нужно внести максимальное разнообразие — вместе с детьми посещать музеи, художественные выставки, театральные представления, больше гулять с ними по городу. Все это оказывает положительное влияние на развитие познавательных процессов: значительно расширяются объем и концентрация внимания, ребенок овладевает простыми, но необходимыми для него приемами запоминания и сохранения информации в памяти, значительно обогащается словарный запас, формируется умение оформлять в словесную форму свои суждения, объяснения, обоснования. Таким образом создаются условия для развития у школьника познавательных интересов, он будет сам стремиться к размышлению и поиску, появится чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. В дальнейшем ученик сможет справляться с поиском информации без помощи родителей и педагогов.

В старших классах открывать для ученика научное мышление поздно: к 15 годам исследовательские навыки у школьников уже сформированы. «Важную роль в этом процессе играет не только школа, но и кружки дополнительного образования, к примеру, 3d-моделирования, — подчеркнула Ирина Абанкина. — Однако в настоящее время в нашей стране эта сфера очень сильно сжалась и ее пытаются втянуть в саму школу». А это, по мнению эксперта, губительно для юных технических гениев: дети не должны считать кружки продолжением школы, им нужно чувствовать так называемую смену деятельности, осознавать, что в кружок они пришли не потому, что «надо», как в школу, а добровольно, потому что им это интересно.

Важным подспорьем в воспитании гения стали и регулярно проходящие в нашей стране научные фестивали, конференции, выставки. Для юных изобретателей — это не просто возможность показать свой талант, посмотреть на изобретения других и послушать интересные лекции. В первую очередь — это шанс попасть в среду себе подобных и получить возможности для развития. «Это как раз та форма разговора о науке, которая помогает формировать устойчивый интерес к знаниям, повышает престиж науки, престиж труда ученого и преподавателя, способствует продвижению инновационных достижений, укреплению связей науки и образования, науки и бизнеса», — отметил Виктор Садовничий, ректор МГУ им. М.В. Ломоносова, президент Российского союза ректоров.

Комментарии
Прямой эфир