Над единым учебником литературы будут работать два института
Концепция единого учебника по литературе для школ может быть подготовлена к 2018 году. По инициативе зампредседателя общественного совета Минкультуры Павла Пожигайло специалисты из Литературного института имени Горького и Московского государственного гуманитарного университета имени Шолохова в ближайшее время начнут работу над проектом издания.
— Раньше я уже говорил о создании базового учебника по русской литературе. Однако теперь, в свете законопроекта Ирины Яровой о единых учебниках, мы начнем работу над этим проектом. Нужно поднять понимание литературы с уровня бульварного чтива на философский уровень. Величайшие произведения, которые говорят о смысле жизни и о месте человека во Вселенной, к сожалению, преподаются в нашей школе на уровне бытового реализма. Кроме того, в каждом учебнике существует своя трактовка произведений, что совершенно неправильно. Я хочу организовать профессионалов и ученых, которые могли бы сформулировать заново курс школьной литературы, — рассказал Павел Пожигайло.
По словам зампредседателя общественного совета Минкультуры, разработка концепции учебника может занять 3 года, а самого учебника — до 5 лет.
— Базовый учебник не предполагает одну линию преподавания русской литературы, а скорее методологию ее преподавания. Усвоив новую методику, учителя смогут грамотно рассказывать про кого угодно — про Достоевского, Лескова и Оскара Уайльда, — уверен автор проекта.
Согласно Основным положениям концепции преподавания литературы (есть у «Известий»), разработанной коллективом во главе с Павлом Пожигайло, главной целью преподавания школьного курса литературы станет «воспитание нравственно ориентированной личности в системе традиционных ценностей через постижение идей и художественных образов в литературе, стремление к идеалу, творческое восприятие жизни».
Основными практическими задачами преподавания литературы в школе, согласно документу, являются «уяснение и познание через классические произведения литературы основ национальной и мировой культуры», «развитие навыков работы с художественным образом и развитие образного мышления, эстетического вкуса», «укрепление нравственных семейных ценностей», а также «обретение осознанной гражданской позиции на основе понимания тех нравственных ценностей, которые составили наиболее глубокое содержание русской литературы».
Идея создания единой методологии преподавания литературы вызывает противоречивую оценку. Учитель русского языка и литературы череповецкого общеобразовательного лицея АМТЭК Андрей Успенский уверен, что введением единых стандартов преподавания литературы педагогов хотят заставить «придерживаться определенной идеологической позиции».
— Мне кажется, не стоит навязывать трактовку произведений: и у преподавателей, и у детей это вызовет только отторжение. Есть оригиналы книг и есть устоявшееся представление о добре и зле, о том, что такое хорошо и что такое плохо. Этого достаточно, — считает Успенский.
Заведующая кафедрой литературы Ульяновского государственного педагогического института имени Ульянова, профессор, доктор педагогических наук Лариса Петриева, напротив, считает необходимым единый подход к предмету.
— Я вхожу в экспертную комиссию ЕГЭ по литературе — и вижу, что у детей в голове каша. Во многом из-за того, что их учат по-разному. Я начинала работать в 1970-е, когда была единая программа. И если семья переезжала из Владивостока в Калининград, то ничего страшного в жизни ребенка не происходило: там учили по такому же учебнику. А сейчас в одной школе даже при переводе из одного класса в другой возникают проблемы, — сетует Петриева.
Профессор также отметила, что необходимо давать детям только классическую, признанную учеными трактовку произведений и установить «жесткие рамки», определяющие перечень авторов и количество часов, отведенных на изучение их творчества.
Писатель Эдуард Успенский считает, что нужно «не учебник составлять, а выставить приоритеты и объяснить эти приоритеты учителям».
— Литература у нас преподается достаточно скверно, и это проблема кадров. Учебник по литературе — это самая скучная вещь на свете. Он наполнен надерганными фрагментами из великих произведений, которые перемешиваются в голове у школьника и теряют всякий смысл. Глядя на это, дети понимают, что читать книги очень скучно. Я бы внес в школьный курс литературы романтические и приключенческие романы, где люди сражаются за правду, путешествуют и жертвуют своей жизнью ради других, — сказал Успенский.
Вопрос о необходимости создания единой линейки учебников, в том числе по литературе, активно обсуждается на протяжении последних нескольких лет. 12 мая этого года депутат «Единой России» Ирина Яровая внесла в Госдуму законопроект, предполагающий введение единых учебников по истории, русскому языку, литературе и математике, что позволит дать всем школьникам одинаковый набор знаний. Однако общественный совет Минобрнауки выступил против инициативы Яровой, заявив, что такой закон нарушит конституционные права учителей. Комментируя заключение общественного совета, Ирина Яровая заявила «Известиям», что создание единых учебников «полностью соответствует ст. 44 Конституции РФ, поскольку предусматривает свободу использования учителем учебных пособий, материалов и иных средств обучения, обеспечивая тем самым свободу научного творчества и преподавания».