РКК «Энергия» предложила Boeing реанимировать «Морской старт»
Руководство ракетно-космической корпорации «Энергия» начало переговоры с Boeing о дальнейшей судьбе проекта по запуску спутников с плавучей океанской платформы «Морской старт» с помощью ракет «Зенит». Как сообщил «Известиям» президент РКК «Энергия» Владимир Солнцев, речь шла как о возможности дальнейшего участия американцев в проекте, так и о поиске урегулирования мировым соглашением судебных споров между «Энергией» и Boeing.
— В декабре мы встречались в США с руководством Boeing и обсуждали возможность продолжения сотрудничества по «Морскому старту», также говорили о поиске урегулирования споров мировым соглашением, — рассказал Владимир Солнцев. — Мы предложили Boeing рассмотреть варианты участия в проекте «Морской старт», американцы взяли тайм-аут, чтобы изучить юридическую сторону вопроса.
Иск со стороны Boeing к РКК «Энергия» и украинскому «Южмашзаводу» был подан 1 февраля 2013 года в суд Центрального округа Калифорнии. Начало его рассмотрения запланировано на 26 января 2015 года. Иск содержит четыре требования, два из которых — суммарно на $223 млн — обращены к РКК «Энергия» и ее дочерним структурам, имеющим отношение к «Морскому старту», — Energia Overseas LLC и Energia Logistics Ltd.
Суд рассмотрит разногласия, касающиеся Соглашения о создании компаний Sea Launch 1995 года и Соглашения о гарантиях и обеспечении 1996 года, гласящего, что если одна из сторон берет на себя ответственность по привлекаемому для проекта кредиту, то другие акционеры Sea Launch несут по нему пропорциональную размеру участия ответственность. Летом 2009 года Boeing решила выйти из проекта и закрыла его финансовые обязательства, выплатив кредиторам Sea Launch $448 млн. На долю американской корпорации пришлось $179 млн из этой суммы. Другой участник проекта — компания Kvaerner свою часть долга вернула Boeing частями в 2009–2010 годах. А «Энергия» и «Южмашзавод» (последнему до банкротства принадлежало 10% в Sea Launch) платить отказались. «Энергия» вскоре после этого приобрела активы обанкротившегося Sea Launch — буксируемую пусковую платформу и командное судно.
Переход собственности не помог оздоровить сам проект, который продолжал приносить убытки. Летом прошлого года «Морской старт» был законсервирован из-за фактической остановки производства ракет «Зенит» «Южмашзаводом». Суда переведены в режим «поддержание жизни», они обеспечены электроэнергией, техническим обслуживанием. В течение двух месяцев проект может быть приведен в состояние готовности к запуску.
Однако в «Энергии» окончательно расставаться с «Морским стартом» не планируют.
— Сейчас мы рассматриваем несколько сценариев применительно к «Морскому старту», — говорит Солнцев. — Изучаем возможность использования российского носителя вместо «Зенита». Наряду с техническими вопросами прорабатываются и финансовые аспекты: инвестором проекта может стать государство либо иностранная компания, возможен пул компаний. Думаем и об изменении логистики проекта, смене порта его базирования. Двум гигантским кораблям плыть 6 тыс. км — это достаточно дорогое удовольствие, логично было бы базирование ближе к нулевой широте. Всё зависит от того, кого мы привлечем в качестве инвестора.
В российском офисе Boeing от комментариев воздержались. Ранее представители Boeing подчеркивали в связи с «Морским стартом», что дела, рассматриваемые судами, обычно пресс-службой не комментируются.
Игорь Буренков, официальный представитель Объединенной ракетно-космической корпорации (ОРКК; управляет предприятиями ракетно-космической отрасли, в том числе «Энергией»), сообщил, что позиция президента РКК «Энергия» на переговорах с Boeing согласовывалась с руководством ОРКК.
— Американцам «Морской старт» вряд ли нужен, единственный реальный шанс спасти проект — продолжить его в рамках БРИКС с привлечением стран-участниц с наименее продвинутой космической программой, — считает член-корреспондент Российской академии космонавтики имени Циолковского Андрей Ионин. — Проектом можно заинтересовать Бразилию и ЮАР — бразильский космодром Алкантара расположен наиболее удачно из всех мировых космодромов — вблизи экватора и на берегу океана. Его инфраструктура могла бы использоваться для обслуживания «Морского старта». Новую ракету на замену «Зениту» мы могли бы создать совместно с бразильцами.
Глава Роскосмоса Олег Остапенко выступал с предложением создать альтернативную «Зениту» ракету для «Морского старта» в ноябре 2013 года. Тогда разногласия с украинскими поставщиками носили коммерческий характер — «Южмашзавод» поднимал цены на «Зениты».