Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

ГМИИ имени Пушкина хочет выйти за пределы «Музейного городка»

Марина Лошак ищет здание для будущей коллекции современного искусства
0
ГМИИ имени Пушкина хочет выйти за пределы «Музейного городка»
Фото: Сергей Мамонтов
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

ГМИИ имени Пушкина планирует создать свою коллекцию современного западного искусства, для которой потребуется отдельное здание. Директор музея Марина Лошак сообщила «Известиям», что рассматривает несколько вариантов и все они не связаны с музейным кварталом на Волхонке.

— Поскольку мы занимаемся западным художественным творчеством, было бы правильно не отторгать от себя зарубежное искусство сегодняшнего дня, которое серьезно влияет на умы, на воображение, формирует современного человека. Ведь оно занято теми же проблемами, что и старое: вопросами жизни и смерти, одиночества человека, любви и ненависти. Но я думаю, что нельзя забивать все платья в один шкаф — современному искусству нужен отдельный дом за пределами «Музейного городка», — убеждена Марина Лошак.

Таким образом, новый директор продолжает многолетний курс на территориальную экспансию, взятый ее предшественницей Ириной Антоновой в 1961 году, сразу же после назначения на директорский пост. Тогда музей впервые вышел за стены своего основного здания, получив в распоряжение небольшой особняк Верстовского. К настоящему времени усилиями Антоновой пространство Пушкинского расширилось до 27 строений в самом центре Москвы.

Министерство культуры в курсе новой инициативы и считает ее «логичной».

— Поскольку концепция такого музея должна отличаться от изначальной концепции ГМИИ им. А.С.Пушкина как музея изящных искусств, то и сам музей может находиться в отдельном здании за пределами «Музейного городка» на Волхонке. Такой проект может быть реализован за счет средств попечителей музея и других внебюджетных источников финансирования, — сообщили «Известиям» в пресс-службе министерства.

Местоположение нового здания, которое надеется получить музей, пока не определено.

— Места могут быть разные, в том числе и в отдаленных районах, — рассуждает Марина Лошак. — Есть пространства, которые очевидно были бы хороши: например, Первая электростанция напротив Зарядья идеальна для такого музея.

Государственная электростанция имени П. Г. Смидовича, о которой говорит Лошак,— старейший энергетический комплекс в Москве, сооруженный в 1896–1897 годах. Квартал в 400 м от Кремля давно привлекает внимание инвесторов и имеет репутацию одного из самых лакомых кусков столичной недвижимости. Здание, принадлежащее ОАО «Мосэнерго», до сих пор питает электричеством и теплом Кремль, Госдуму и прилегающие районы. Но технические возможности «Мосэнерго» давно позволяют закрыть электростанцию, и этот вопрос регулярно поднимается как самими энергетиками, так и девелоперами.

В 2012 году «Мосэнерго» сообщало «Известиям», что «в настоящее время разрабатывается программа реконструкции ГЭС-1». Другие источники рассказали, что энергетический комплекс планировалось превратить в элитный жилой квартал. Однако в ноябре 2014-го он по-прежнему в строю.

— Старейшая действующая электростанция России продолжает работать, обеспечивая потребителей столицы электроэнергией и теплом, — заявили «Известиям» в пресс-службе «Мосэнерго». — Возможность вывода ГЭС-1 из эксплуатации обсуждается, но окончательного решения по данному вопросу не принято. Сейчас по заказу «Мосэнерго» ведутся инженерные изыскания, в ходе которых прорабатывается техническая возможность переключения нагрузок с ГЭС-1 на другие ТЭЦ.

По информации «Известий», еще один претендент на размещение будущей коллекции Пушкинского музея —  гараж на Новорязанской улице, спроектированный Константином Мельниковым и Владимиром Шуховым (1926–1929), в нем сейчас располагается 4-й автобусный парк ГУП «Мосгортранс».

Судьба этого здания тоже под вопросом: еще в 2005 году московская мэрия решила строить на окраинах города новые гаражи для «Мосгортранса», чтобы освободить шедевр Мельникова и Шухова от выполнения первоначальных функций. Однако прошло 9 лет, а автобусы и ныне там.

Темы недвижимости и современного искусства впервые за долгое время соединились на первых полосах газет 4 ноября 2014 года. Тогда на Ходынском поле был заложен первый камень в основание музейно-выставочного комплекса Государственного центра современного искусства (ГЦСИ) — крупнейшего музейного кластера в России, ориентированного на новое искусство. Закончить строительство планируется в 2018 году. Несмотря на это эксперты в сфере contemporary art считают вполне вероятным, что власти согласятся на появление еще одного музея.

— В Москве в последние годы, безусловно, происходит культурная революция, и это заслуживает восхищения. Много музеев не бывает. Если здание попадет в хорошие руки Марины Лошак и там будет хорошая коллекция, можно только порадоваться, — сказала «Известиям» директор московского Дома фотографии Ольга Свиблова.

— Нам необходим такой конкурент. Очень тяжело находиться в безвоздушном пространстве, а соперничество и сотрудничество на официальном уровне дало бы большой импульс современному искусству в России, — поддержал инициативу директор музея «Гараж» Антон Белов.

— Пусть в Москве будет хоть пять музеев современного искусства, от этого всем станет только лучше, — согласился художественный руководитель ГЦСИ Леонид Бажанов. 

Однако он считает, что конкуренции между государственными учреждениями быть не должно, и музеям следует поделить «сферы влияния».

— В любом мегаполисе есть несколько музеев современного искусства, но их концепции различаются. А если это будет пересечение и топтание на одном пространстве, то смысла нет. Ведь финансирование централизованное: и мы, и Пушкинский — федеральные музеи, значит, источник денег один. Как мы соберем коллекцию современного искусства в двух местах, плохо себе представляю, — сказал «Известиям» Бажанов.

Тем не менее, если нынешняя концепция ГЦСИ и ГМИИ как музеев соответственно отечественного и западного искусства сохранится, интересы этих учреждений пересекутся лишь на границе российского и мирового арт-пространств. Которая, впрочем, становится всё более размытой.

Ольгу Свиблову тоже волнует не столько вопрос недвижимости, сколько проблема ее наполнения. 

— Надо понимать, что коллекцию придется создавать, а современное искусство — очень дорогое удовольствие. Даже самое роскошное здание будет стоить на порядок меньше, чем коллекция. Если же искусство будет заменяться суррогатом, если государство будет раздавать каждому музею по щепотке, тогда это бессмысленно.

Однако Марина Лошак, создавая коллекцию нового искусства в ГМИИ, не планирует обращаться за помощью к федеральным властям.

— Мы не рассчитываем в данном случае на государство — надеемся на попечителей и другие внебюджетные средства, — заключила директор Пушкинского музея.

Сегодняшняя карта московских музеев современного искусства выглядит следующим образом.

Старейшей институцией является ГЦСИ, основанный в 1994 году и разместившийся на Зоологической улице. В его коллекции около 4 тыс. единиц хранения, преимущественно русское искусство второй половины ХХ века. После завершения монументальной стройки на Ходынском поле (проектируемая площадь — 46,5 тыс. кв. м.) фонды переедут туда, а в здании на Зологической разместятся научный центр и архив.

Московский музей современного искусства (ММОМА) был создан Зурабом Церетели в 1999 году. Основу коллекции составляет русское искусство начала ХХ века, однако в распоряжении ММОМА есть и немало работ зарубежных художников. Главное здание находится на Петровке. За последние годы глава Академии художеств присоединил к своему музею четыре филиала: пятиэтажный дом в Ермолаевском переулке, галерею на Тверском бульваре, выставочный центр РАХ на Гоголевском бульваре и свою мастерскую на Большой Грузинской улице. 

В сфере крупных частных музеев едва ли не единственным в Москве является «Гараж», основанный Дарьей Жуковой в 2008 году (статус музея получил в мае 2014-го). В парке Горького строится здание, спроектированное Ремом Колхасом, которое в следующем году станет главной площадкой «Гаража». Музей специализируется на российском искусстве конца ХХ — начала ХХI века.

Комментарии
Прямой эфир