Людям ростом ниже 1,5 м не разрешат водить пикапы и автобусы
Люди ростом ниже 1,5 м вскоре не смогут сесть за руль утяжеленного пикапа, грузовика, автобуса, троллейбуса или трамвая. Соответствующее ограничение прописано в проекте постановления Минздрава (есть в распоряжении «Известий»). Как сообщается в пояснительной записке к проекту постановления, ограничения будут способствовать понижению аварийности на дорогах.
Рост ниже 150 см прописан в перечне медицинских ограничений к управлению транспортными средствами для категорий C, CE, D, DE, Tm и Tb. Эти категории подразумевают управление утяжеленными пикапами, автомобилями с прицепами, грузовиками, автобусами, трамваями и троллейбусами.
«Проект постановления утверждает перечни медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортными средствами, что будет способствовать достижению стратегической цели государственной программы РФ «Развитие здравоохранения», утвержденной распоряжением правительства РФ от 24.12.2012 № 2511-р, характеризующейся снижением к 2020 году целевого индикатора смертности от дорожно-транспортных происшествий до 10 случаев на 100 тыс. населения», — говорится в пояснительной записке к документу.
Полковник МВД в отставке, адвокат Евгений Черноусов затруднился определить, каким образом возможно контролировать данные ограничения.
— Непонятно, как сотрудники ГИБДД будут выявлять нарушителей. Им что, придется ходить с сантиметром? — удивляется Черноусов.
Он также предположил, что предлагаемые Минздравом ограничения нацелены против женщин, присутствие которых за рулем, например, троллейбусов некоторых возмущает.
— Тем не менее нет никакой статистики, подтверждающей, что люди ниже 1,5 м плохо водят или виноваты в большей части аварий. Если бы Минздрав мог ее представить, их предложение было бы обоснованным, — заключает Черноусов.
Президент коллегии правовой защиты Виктор Травин считает, что ограничение по росту является дискриминацией.
— Нельзя выдавать водительские права людям, имеющим заболевания, препятствующие безопасному управлению автомобилем, или физические недостатки — нет обеих ног, например. Если человек полностью здоров, то при чем тут рост? Это дискриминация, — считает Травин. — Фактически все европейские производители автомобилей научились делать регулируемые сиденья, позволяющие управлять машиной даже младенцу. Нет никаких проблем в том, чтобы люди небольшого роста управляли большими машинами, а также трамваями и троллейбусами. В Европе нет такого ограничения — западные производители не позволят себе выпускать транспортные средства, которые будут кому-то неудобны. Все заинтересованы в прибыли, а значит, в расширении аудитории.
Координатор общества «Синие ведерки» Петр Шкуматов сообщил, что управлять автомобилем людям с низким ростом возможно, но при условии, что будет соответственно изменено водительское кресло. При этом он уверен, что водители смогут обойти ограничения по росту, приобретая соответствующие справки.
— Не имеет смысла вводить ограничения на выдачу водительских прав — в частной клинике можно купить любую справку. У ГИБДД нет доступа к медицинским картам. То есть возникает вопрос, как будет проверяться действительность показателей. Сам по себе проект положительный, так как автомобиль — средство передвижения повышенной опасности, но нужно уделить пристальное внимание деталям инициативы, — полагает Шкуматов.