Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Китай обвинил ФРГ в создании рисков для безопасности в Тайваньском проливе
Мир
Доходы США от поставок СПГ в Евросоюз упали до минимума с 2021 года
Армия
Вертолеты Ми-24 Балтфлота на учениях «Океан» поразили наземные и морские цели
Армия
Добровольцы отряда «Барс-Белгород» рассказали о процессе подготовки формирования
Армия
Расчет ЗРК «Тор-М1» уничтожил дрон «Валькирия» ВСУ в зоне СВО
Общество
Эксперт рассказал о росте зарплат некоторых категорий работников
Мир
NL Times узнал о причине отмены Нидерландами поставки ПВО Patriot Киеву
Армия
Марочко сообщил о взятии ВС РФ под полный огневой контроль Макеевку в ЛНР
Интернет и технологии
Эксперт НТИ сообщил о всплеске атак на аккаунты на «Госуслугах»
Общество
Психолог назвала отличительные черты людей с психопатией
Мир
Авиация коалиции США 12 раз за сутки нарушила воздушное пространство Сирии
Мир
Трамп указал на нежелание начинать военный конфликт с Россией
Мир
NYT узнала о миллионных тратах Маска на охрану
Мир
WP узнала об отсутствии указания охранять крышу здания при покушении на Трампа
Армия
Силы ПВО за ночь уничтожили 19 БПЛА над Курской и Белгородской областями
Мир
Китай намерен продолжать посредничество для урегулирования конфликтов в мире
Мир
Россия потребовала от США разъяснений о появлении у ВСУ американского химиката
Происшествия
В Приморье водитель погиб в результате столкновения автомобиля с поездом

Петер Сиксль: «Имя каждого погибшего в войну надо высечь на камне»

Австрийский активист поисково-мемориальной работы Петер Сиксль — о трудностях поиска захоронений времен Великой Отечественной войны
0
Петер Сиксль: «Имя каждого погибшего в войну надо высечь на камне»
Фото из личного архива П. Сиксля
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Австриец Петер Сиксль получил почетную грамоту от президента РФ Владимира Путина «за большой вклад в увековечение памяти советских граждан, погибших на территории Австрии в годы Второй мировой войны». Благодаря ему у родственников советских солдат, погибших в Австрии, появилось возможность навестить могилы своих предков. Военная история никогда не была его профессией, но этой гуманитарной работе он посвятил больше 20 лет своей жизни. О своей многолетней кропотливой работе Петр Сиксль рассказал корреспонденту «Известий» Виктору Горовому.

Когда вы начали собирать данные о советских солдатах, погибших в Австрии в годы Второй мировой войны?

— Начал в 1980 году. Тогда советские захоронения в моей стране находились в очень плохом состоянии. Большинство могил на территории Федеральной земли Штирия, где я живу, были безымянными: ни имен, ни информации о количестве погребенных. Я начал собирать документы о погибших в Штирии красноармейцах, впоследствии на их основе была создана электронная база данных. В дальнейшем я расширил сферу своей деятельности на всю Австрию. За эти годы я побывал на всех 216 местах захоронения советских граждан и подготовил их полноценный фотоархив. В 1992 году началась и продолжается по сей день совместная работа с российским посольством в Вене, государственными архивами России и  Австрии.

— Легко вам удалось получить документы из российских архивов?

— Не совсем. Я смог официально получить первые документы из России только в 2005 году, после публикации в Австрии сделанных мною фотографий советских захоронений. 

— Вы выпустили «Книгу памяти» на основе своих изысканий. Именно эти документы легли в ее основу?

— Книга памяти «Советские граждане, погибшие в Австрии в годы Второй мировой войны, и места их захоронения» написана на основе как этих документов, так и актов из других архивов. В 2010 году она была опубликована на русском и немецком языках. В книгу вошли около 60 тыс. имен советских граждан с указанием мест их захоронения. После публикации у меня появился доступ к большему количеству документов из российских архивов, что позволило сравнить с тамошними данными имеющуюся у меня информацию. За 4 года моя база увеличилась еще на 20 с лишним тысяч имен. Сейчас готовится второе, дополненное издание.

— Эта книга будет издана в России?

— Нет, она выйдет в свет в Австрии на русском и немецком языках. Но свободный доступ к книге, как и к уже вышедшему изданию, будет возможен в интернете. Электронный вариант первой книги в 2010 году выложен на сайте российского посольства в Австрии и уже растиражирован на многих других интернет-ресурсах.

— Вы делали такую огромную работу в одиночку?

— При поиске мест захоронений мне помогали разные люди: иногда те, кто помнит войну, иногда — жители близлежащих населенных пунктов. Были и есть русскоговорящие помощники-добровольцы — в их помощи я очень нуждаюсь, поскольку сам совсем не говорю по-русски. Все изыскания я провожу на безвозмездной основе. Но моя работа могла бы быть завершена намного раньше, если бы я нашел меценатов, чтобы иметь возможность возместить моим помощникам затраченное время и силы.

— Вы ставите новые памятники на местах захоронений?

— Есть определенные сложности. Вот, например, во время долгих поисков мест захоронений в районе города Хартберг мы узнали имена тысячи с лишним советских солдат. Но для того, чтобы на воинском захоронении в Хартберге воздвигнуть пять гранитных плит с именами погибших, необходимо около €30 тыс. Таких денег найти не смогли. Так что, к сожалению, плиты установлены не были.Тем не менее каждый год на бывших безымянных могилах появляется всё больше имен захороненных, а иногда даже их фотографии. Благодаря в том числе и этому у многих австрийцев изменилось отношение и к событиям той страшной войны, и к советским гражданам, которых они много лет считали врагами. 

— Почему вы занялись поисково-мемориальной работой?

— Я считаю, что имя каждого погибшего во время войны должно быть высечено на камне, а его родные должны иметь возможность узнать, где лежит их родственник. Я испытываю непередаваемое ощущение счастья, когда могу показать людям, где похоронен их близкий. У меня появилась возможность успокоить их тем, что даже далеко от дома за могилами их предков обеспечен надлежащий уход.

Многих солдат хоронили в спешке прямо на поле боя, как вы их находите?

— Это непросто. Искать захоронения вообще сложно, но особенно трудно найти те,  которые находились на линии фронта. Такие могилы в большинстве своем не отмечены соответствующим образом. Чтобы точно определить место, необходимо сравнивать всю имеющуюся информацию: фронтовые карты, сводки, планы погребений. Зачастую приходится прочесать несколько гектаров в поисках нужного места.

— Что происходит после того, как новое захоронение найдено?

— Перезахораниваем останки на близлежащих кладбищах, где уже имеются могилы советских граждан.

— Планируете продолжать поиски?

— Мне 70 лет. Сложно говорить о будущей деятельности. Очень хотелось бы увековечить имена всех погибших во время Второй мировой войны советских граждан, захороненных на австрийских кладбищах, поставить все именные плиты там, где их еще нет. Да, кстати, может быть, мне смогут помочь в России… Мне нужен выпуск ежедневной газеты «Красноармейский удар» от 23 марта 1945 года, издававшейся 26-й армией. В этом выпуске опубликована информация о трудовом лагере на территории Австрии, и рассказано о захоронениях солдат в районе этого лагеря. Эта публикация, надеюсь, поможет мне в работе.

Комментарии
Прямой эфир