«Хотим!!» — «Но ведь там уже что-то построено…» — «Нам по фигу!!» — «А что строить-то будем?» — «Всё равно, лишь бы грохотало посильнее!» — «Офисные и торговые объекты — сойдет?» — «Отлично, мы всю жизнь об этом мечтали! Ставим на голосование. Большинство — за!»
Вы скажете: такое народное волеизъявление может происходить только в сумасшедшем доме. Да и то маловероятно на фоне применения современных нейролептиков.
Что ж, вот реальный кинотеатр «Витязь» в столичном районе Коньково. Вокруг жилые дома, диагностический центр, детская поликлиника и даже зеленая лужайка. В недалеком прошлом «Витязь» был за большие деньги переоборудован в мультиплекс, теперь это «современный кинотеатр, оснащенный новейшей звуковой и кинопроекционной аппаратурой. Он готов принять 697 зрителей в пяти залах, два из которых имеют оборудование для просмотра фильмов в 3D-формате. В залах комфортные эргономичные кресла, большие экраны».
Всё как В.В. Путин прописал, когда занимался еще и развитием киноиндустрии.
Но вот в мае с.г. в СМИ появляется радостная новость о «реконструкции» «Витязя». Если сейчас его площадь — 3,6 тыс. кв. м, то «при реконструкции здания наземная площадь увеличится до 12 тыс. кв. м… На половине площадей будут размещены культурно-просветительные объекты. В другой половине помещений разместится ФОК, офисы, социальные, торговые и учебно-образовательные объекты. В ходе публичных слушаний жители района одобрили проекты реконструкции».
Что же это за «реконструкция» такая, в результате которой сооружение увеличится в три с половиной раза? Наверное, та самая точечная застройка, которая в Москве как бы запрещена(см. Постановление правительства Москвы «О мерах по упорядочению размещения отдельных объектов капитального строительства на застроенных территориях в городе Москве»). И кто же в здравом уме мог это одобрить возле собственного дома?
Я таких людей не знаю.
Значит, «публичные слушания» просто выдуманы гг. реконструкторами? Нет, они действительно происходили 20 ноября 2013 года в школе 176. В Сети можно ознакомиться с фотографиями, протоколом и даже видеозаписью. В протоколе не зафиксировано ни одного выступления за, даже от официальных лиц. Главная мысль, которую в разных формулировках повторяли собравшиеся, — «оставьте кинотеатр в покое». Резюме: проект «не поддержан участниками публичных слушаний».
Чиновник старого образца в такой ситуации начал бы суетиться, подогнал бы в школу толпу гастарбайтеров, чтобы они изображали местных жителей, внезапно пораженных эпидемией мазохизма. Новый креативный менеджер даже этим себя не утруждает. Зачем напрягаться, если вышестоящие инстанции и так утвердят?
Между тем в столице бурно развиваются разнообразные «инновации», с помощью которых начальство демонстрирует обостренный интерес к мнению избирателей. Например, «праймериз» — выборы кандидатов в кандидаты. Кто-нибудь понимает, каким образом через них можно «выявить реальные проблемы, волнующие горожан»? Хотелось бы пообщаться с таким мудрым Аристотелем, чтобы он объяснил смысл процедуры не вообще, а на конкретных примерах вроде вышеизложенного.
Еще по электронной почте приходит «Опрос мэра Москвы». Что вы думаете по поводу ВДНХ и Триумфальной площади? Хотелось бы, конечно, проголосовать за возвращение исторического названия ВДНХ и за тот вид площади, на котором больше зелени. Но увы, анкета обратно не отправляется. Требует ответить еще и на вопрос, какой из «видов павильонов» на вышеупомянутой площади мне нравится больше.
А мне кажется, что в центре никакие «павильоны» с общепитом вообще не нужны. В каждом доме и так по три кафе. А не хватает совсем другого. Кислорода, например. Посадите вместо каждого «павильона» хотя бы по одному живому дереву. Подозреваю, что мое мнение разделяют многие. Только донести его до мэрии невозможно.
Такой ответ — против павильонов вообще — не предусмотрен. Еще смешнее другая анкета. Вместо ответов вынужден был послать по адресу отправителя письмо с объяснением, почему не мог ее заполнить: «графа «ваша тема» не заполняется, а предложенные варианты ответов меня не устраивают. Пожалуйста, поручите сотрудникам разослать более удобные для заполнения анкеты».
В ответ получил: «Уважаемый Илья Викторович! Спасибо за участие в опросе об актуальных проблемах нашего города. Вместе с Вами на вопросы анкеты ответили почти 300 тыс. москвичей».
Содержательный диалог, правда?
Компьютерные игры в «активного гражданина», как и прочие столичные штучки (лысые «газоны», болонские «модули», «актуальное искусство»), имеют вполне определенный источник вдохновения далеко за границами РФ. Из коллективной монографии о социальной политике Евросоюза, выпущенной Институтом Европы РАН, можно узнать, что «в век глобализации традиционные формы представительства теряют свою актуальность», и «политически активные» члены «глобального общества» должны выражать свою «озабоченность» другими, более продвинутыми способами, «через интернет».
Всё это, конечно, очень благородно, сказал бы персонаж братьев Стругацких. Но, может быть, нам сейчас нужнее не экзотические симулякры демократии, а что попроще? И как раз самое традиционное? Например, обеспечить элементарный правопорядок в канцеляриях (чтобы производимые там креативы не вызывали психиатрических ассоциаций) и реальную ответственность чиновника, если он демонстрирует явное (и оскорбительное) неуважение к людям.