Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Лавров предупредил о риске ядерного инцидента в случае новых ударов США по Ирану
Происшествия
В Пермском крае семиклассник ранил ножом сверстника
Авто
Автомобилисты назвали нейросети худшим советчиком по вопросам ремонта
Мир
Названы лидеры среди недружественных стран по числу граждан в вузах РФ
Общество
Эксперт дала советы по избежанию штрафов из-за закона о кириллице
Общество
В России вырос спрос на организацию масленичных гуляний «под ключ»
Мир
Левченко предупредила о риске газового кризиса в Европе
Мир
Политолог указал на путаницу в требованиях Украины на встрече в Женеве
Общество
С 1 сентября абитуриенты педвузов будут сдавать профильный ЕГЭ
Армия
Силы ПВО за ночь уничтожили 113 БПЛА ВСУ над регионами России
Общество
Яшина отметила готовность блока ЗАЭС к долгосрочной эксплуатации
Общество
Одного из подозреваемых в похищении мужчины в Приморье взяли под стражу
Мир
Посол РФ прокомментировал попытки Запада создать аналог «Орешника»
Мир
Израиль опроверг задержание Такера Карлсона в Бен-Гурионе
Общество
Мошенники стали обманывать россиян через поддельные агентства знакомств
Авто
Автоэксперт дал советы по защите аккумулятора от морозов
Мир
Ким Чен Ын лично сел за руль крупнокалиберной РСЗО

Космос «Россия»

Писатель Игорь Мальцев — о том, почему россияне не знают и не чувствуют страну, в которой живут
0
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Не знаю, что за страну вы там под собой чуете или не чуете, но каждый раз при столкновении с людьми, которые в своей жизни дальше своей дачи в Рязанской области не ездили, я поражаюсь, с какой легкостью они вообще используют слово «страна». Мы даже не обращаем внимания на легкое и бессмысленное употребление слова «народ». Речь идет только о территории.

Недавно некие итальянцы попали на остров Западный Шпицберген, увидели оставленный русскими поселок «Пирамида», и у них случился шок. Никаких хрущевок, только качественное жилье, школа, бассейн, библиотека на 50 тыс. томов. Впечатление, будто не шахтеры там жили, а работники базы типа Area-51 по изучению инопланетян. И всё совершенно пустое — люди оттуда ушли.

Но это не Россия. Это демилитаризованная зона, которой пользуются русские и норвежцы. Это остров по размерам в треть Португалии. В нескольких сотнях километрах от Северного полюса.

Мы привыкли с детства не обращать внимания на газетные выражения «область размером с Италию». Ну, с Италию и с Италию, нам-то что. Мы в Италии-то никогда не бывали. С чем сравнивать? А где бывали, что знаем?

Например, есть Новая Земля. Так она реально по площади размером с Италию — 80 тыс. с чем-то кв. км. Целая Италия никому по сути не нужной земли, прекрасной, как весь Север. 900 км с юга на север. Раньше даже отрицали сам факт наличия там поселков с людьми. Но они есть. Ну да, полигон для самой большой бомбы. И это тоже да. Не все как Франция могут взрывать свои бомбы на удаленных атоллах в прекрасных теплых морях. Кому-то пришлось в холодных. Я не о бомбе. Я о стране. О территории.

Когда летишь из Москвы в Петропавловск-Камчатский, то только первые часы еще под крылом виднеются огоньки. Потом наступает тотальный мрак. Это значит, что ты летишь тысячи и тысячи километров над землей, где существует только природа и ничего больше.

От этого захватывает дух так, как наверно захватывало только в детстве, когда ты смотрел на звездное небо и отец тебе говорил: «Ведь многих звезд, которые ты видишь, наверняка уже нет, а свет от них все еще идет». И ты понимаешь, какое же оно всё огромное — вон там, наверху. Иногда кажется, что именно от этого чувства рождается религия как таковая.

Тогда можно просто сопоставить факт — из Шереметево до Нью-Йорка 9 часов прямого рейса. До Петропавловска — 9 часов. Угадайте, куда чаще ездят жители Москвы? И Питера? Нет, никаких претензий, я сам люблю Трибеку и ее обитателей. И никого не виню. Разве что людей, которые так и не построили магистралей по собственной стране, как когда-то в жуткую эпоху депрессии сделали американцы. Не построили — не увидели. А теперь и не хотят видеть.

Раза два в 1970-е годы мы с семьей специально потратили по семь суток драгоценного северного отпуска, чтобы пройти сначала от Петропавловска до Владивостока (3 дня) на лайнере «Советский союз», который, конечно, был не советским, а вполне немецким Albert Ballin, а потом на поезде Владивосток–Москва. Зачем? А чтобы увидеть, какова страна в реальности, а не под крылом самолета. И что значат в натуре надоевшие слова «Озеро Байкал — самый большой резервуар пресной воды». Когда едешь вдоль озера несколько часов подряд, а оно все не кончается и не кончается, тогда картина мира становится несколько иной, не правда ли?

Я жил на берегу пролива Босфор Восточный. Ну Босфор и Босфор — какая разница, когда ты первоклассник и можно побежать купаться на пляж с друзьями? Только попав на берег того, старого Босфора, можно понять, насколько величавы оба. Это к тому, что мир вообще удивительная штука, и мы ринулись его видеть и осваивать. Но только вовне. А не внутрь космоса под названием Россия.

Попытка обратиться внутрь — хотя бы на берег Босфора Восточного — еще разбивается странной информационной политикой местных СМИ. Скажешь слово «Владивосток», а в ответ: «А-а-а, там мост вот-вот развалится, все деньги сперли, ужас и мрак…». Кто ж после этого туда поедет?

А тут одна моя подруга, вполне себе из левой медиатусы туда поехала — в бухту Золотого Рога. Судя по всему, у нее острый приступ понимания того, что она ничего не понимает. И мост стоит — прекрасен и не думает разваливаться, и город после АТС наконец получил нормальные объезды и дороги, и улицы чистые, и дохлые собаки по улицам не валяются. Она понимает, что, сидя в Москве, получала из интернетов, радио и газет некую картину, но это совсем-совсем не та страна, которая живет в 7 тыс. км от Кремля. В 9 тыс. И так до прекрасных Алеутских островов, про которые многие из вас даже не слышали никогда…

Вот интересно, сможет ли она опубликовать свой реальный репортаж оттуда в московских ресурсах? Ведь теперь она не сможет написать слова «Мордор»?

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир