«Мы не можем рисковать жизнями заложников»

— Здесь уже движения никакого нет. Только палатки стоят. А вон на том холме еще кто-то остался, — глядя в установленный на металлической подставке бинокль, докладывает товарищам боец одной из частей сирийской армии, расквартированной на узкой горной дороге вблизи Кесаба.
Оставленные «Ан-Нусрой» палатки и еще удерживаемые исламистами строения можно увидеть и без бинокля. Еще более веское доказательство присутствия боевиков — часто летящие со стороны Кесаба минометные снаряды. Армия зачищает городские окрестности ответным огнем, не трогая только культовые сооружения — церкви и мечети.
— Террористы знают, что правительство запретило бомбить церкви, поэтому прячутся в них. По нашим данным, они заняли позиции в пяти христианских храмах в Кесабе и близлежащих деревнях, — поясняет ситуацию один из офицеров действующей в горах части по имени Башар. — Но и это не самая большая проблема. В конце концов, мы можем танковым и орудийным огнем загнать их в церкви, а уже потом за считанные часы взять исламистов в них. Но «Ан-Нусра» входила с армией в радиоконтакт и сообщила, что в Кесабе они держат в заложниках 50 человек. Женщины, старики и дети. Мы просто не можем рисковать жизнями этих людей.
Башар уверен, что исламисты, не колеблясь, убьют заложников или используют их в качестве живого щита.
— По нашим данным, они заставляли взятых в плен армян отрекаться от своей веры, для того чтобы обратить их в ислам. Задача исламистов в этом районе — уничтожить местных армян как нацию, истребить их, — продолжает Башар. — Именно поэтому они вторглись в Кесаб и схватили тех из армян, кто не успел уйти.
Однако, как считают бывшие жители Кесаба, исламисты могут лукавить и намеренно сообщать о заложниках, якобы удерживаемых ими для того, чтобы обезопасить себя от военной спецоперации. С похожей целью «Ан-Нусра» может также завышать и число убитых в городе, демонстрируя таким образом свою силу и кровожадность.
— Прежде чем войти в город, исламисты обрушили на нас дождь из снарядов и мин. Турки открыли границу для них, и я сам видел, как террористы спускались с турецкой стороны гор, как черная туча, как муравьи, — говорит один из беженцев, Гаро Манжикян. — Как только раздались первые взрывы, люди тут же покинули свои дома. Армяне Кесаба пережили уже два геноцида. В 1909 году, еще до общеосманской резни армян, и в 1915-м.
Гаро говорит, что горожане даже не тратили времени на сборы, просто ушли из домов. И рубашка на нем, и джинсы, продолжает беженец, не его, из гуманитарной помощи, которую выделяют вынужденным переселенцам Международный Красный Крест, сирийский Красный Полумесяц и простые жители Латакии.
Именно в этом городе живет большинство из тех, кто покинул Кесаб, спасая свои жизни. Многие поселились у родственников, остальные же разместились в армянской церкви Святой Марии. Благо возведенный еще в XIII веке храм соседствует с также принадлежащим Армянской апостольской церкви приютом для направлявшихся через Сирию в Иерусалим паломников.
Причем приют здесь нашли не только последователи апостольской церкви, но и армяне из числа католиков и протестантов. В храме сейчас живет и глава всей протестантской общины Кесаба Севак Трашаян.
Он говорит, что знает о 50 удерживаемых исламистами заложниках, но подтвердить достоверность этой информации не может.
— Подавляющее большинство жителей Кесаба ушло от исламистов. Мы несколько раз проверяли и перепроверяли все данные, и я могу сказать, что погибшими числятся четыре человека, 39 — пропавшие без вести. Около двух десятков уведены в плен, — объясняет пастор.
Известно, что часть пленных «Ан-Нусра» освободила и они пешком шли десятки километров по горным дорогам, пока не добрались до городов. В церковном дворе, ставшем сейчас клубом, детским садом и домом для сотен бежавших армян, особенно популярна история о 95-летнем старике по кличке Сталин (кто его наградил этим именем и почему, за давностью лет уже неизвестно). Он отказался покидать свой дом, был схвачен исламистами, перевезен в один из удерживаемых ими городов, но вскоре отпущен. Сталин прошагал до Латакии больше 60 км и сейчас живет у своих родных, ежедневно требуя от них отправить его назад в Кесаб.
— Мой прадед был арестован оттоманами в 1915 году и уведен солдатами в Палестину. Люди шли босиком через горы и пустыню, многие умирали от голода, болезней и обезвоживания. Но мой прадед выжил. После войны вернулся в Кесаб. Дома нет, сад вытоптан. Отстроился заново, зажил опять. И мы вернемся. Люди готовы хоть в палатках жить, только на своей земле, — наблюдая за играющими в церковном дворе детьми, рассуждает молодой армянин Жан. — Этих ребят хотели убить просто из-за того, что они армяне. Но бог опять спас мой народ. Надеюсь, наши страдания когда-нибудь кончатся.