Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
США отказались освобождать ученую из России Ксению Петрову
Армия
Минобороны сообщило об уничтожении за ночь 107 беспилотников ВСУ
Мир
Трамп назвал приговор Марин Ле Пен охотой на ведьм
Общество
В Кремле сообщили об отсутствии сигналов от Европы о готовности диалога с РФ
Происшествия
Скончался пострадавший при взрыве на судне в Южной Корее российский моряк
Армия
Артиллерия ВДВ уничтожила наблюдательные пункты и склад ВСУ в Курской области
Мир
Спасатели МЧС РФ помогли более 120 пострадавшим при землетрясении жителям Мьянмы
Мир
Главу офиса Зеленского уличили в контроле над торговлей органами украинцев
Общество
Сдавшиеся в плен в Курской области боевики ВСУ начали кампанию против ТЦК
Общество
Сотрудничающих с мошенниками работников банков начнут увольнять по статье
Мир
Дмитриев рассказал о работе над восстановлением прямого авиасообщения между РФ и США
Мир
В Днепропетровске взорвался автомобиль чиновника
Культура
«Аватар: Огонь и пепел» Джеймса Кэмерона представил первый трейлер
Экономика
Почти 25% проверенных образцов сливочного масла оказались некачественными
Культура
В честь 80-летия Победы в ВОВ будет запущен проект «Музыка Победы»
Общество
Военнослужащего задержали по подозрению в подготовке теракта в Подмосковье
Мир
Посол РФ в Словакии рассказал о уважительном отношении к памяти о Второй мировой

Александр Кудрявцев: «Шуховскую башню довели до инфаркта»

Народный архитектор РФ — о создании культурного кластера на Шаболовке
0
Александр Кудрявцев: «Шуховскую башню довели до инфаркта»
Фото: wikipedia.org/Ivanlyk99
Выделить главное
Вкл
Выкл

Участники круглого стола «Шаболовский культурный кластер: вокруг Шуховской башни» решили направить президенту РФ Владимиру Путину обращение с просьбой провести соответствующий архитектурный конкурс и поручить работу по формированию и развитию кластера правительству Москвы.

О перспективах создания нового культурного района столицы корреспонденту «Известий» рассказал один из инициаторов обращения — президент Российской академии архитектуры и строительных наук, народный архитектор РФ Александр Кудрявцев. 

Шуховская башня, к несчастью, рушится. Как появилась идея создать культурный кластер? 

— Шуховская башня вытащила очень интересную проблему. В поисках ее спасения обнаружили, что прилегающая территория является отражением единовременных усилий города по решению социальных и других проблем. Первой была башня, в 1919 году. Ее создание стало не только вкладом в главную пропагандистскую машину — показать, что «мы пожар раздуем», но и чтобы было видно, откуда этот пожар идет.

Есть много революционных плакатов на тему радио, в том числе с Лениным. Всё входило в идеологию, пропаганду, поэтому Шуховской башне было уделено огромное внимание. И потребовалась инфраструктура. Рядом располагаются трамвайное депо, текстильные производства. Это была практически рабочая окраина и — место решения социальных проблем. Отсюда клубы, Дом-коммуна (дом кооператива «Первое Замоскворецкое объединение», 1926–1927 годы. — «Известия»), несколько жилых кварталов (Хавско-Шаболовский жилой массив, 1929–1931 годы. — «Известия»), а потом это как-то нивелировалось. 

Когда уже сейчас начали рассматривать башню в культурном контексте города, выяснилось, что очень много объектов 1920–1930-х годов сохранилось именно в Москве. Если же вновь придать объектам ценность, превратить их в живые свидетельства событий того времени, элементарно помыть, покрасить, проложить дорожки, это может быть чрезвычайно интересно. Ведь это будет проявление истории, замешанной на искусстве.

— И как всё это будет функционировать? 

— Вариантов множество. По всему миру, например, существует система отелей 1920-х годов. В модернистских апартаментах жить практически невозможно, но молодые люди с удовольствием это делают. Главное, чтобы не было пенсионеров, для них это действительно очень тяжело. Сейчас происходит возрождение жизни в Доме-коммуне. Студенты живут там с большим удовольствием: в результате мы видим, как восстанавливается этот огромный памятник конструктивизма, по масштабам не сравнимый ни с чем в мире. Проблема катастрофического положения Шуховской башни всем известна, ее все видят и сочувствуют. Под это дело можно восстановить и окрестности, вернуть им жизнь, придать импульс — создать кластер. 

— В каком же сейчас состоянии окружение башни? 

— В неорганизованном. Но всё всегда начинается с проекта. Как архитектор я считаю, что пока не произойдет визуализации идеи, то есть ее превращения в набросок, анимацию, во что угодно, что станет переводом профессиональной идеи для заказчика, инвестора. Все культурные кластеры связаны с колоссальной подготовительной работой. В Москве происходят подвижки на эту тему — тот же центр ARTPLAY, или сейчас строится большой комплекс на Яузе. 

— Кто будет делать проект? 

— Самый лучший вариант — провести открытый конкурс на идею, возможно, международный. У нас отвыкли от открытых конкурсов, всё больше конкурсов по заказу. В них участники изначально получают определенную материальную поддержку, а заказчик приглашает людей уже с определенной репутацией. Никто не хочет рисковать. А в этом риске и есть вся прелесть — в открытиях без материальной поддержки. Именно тогда любой дипломированный архитектор может принять в конкурсе участие, и так рождается наиболее смелое и двигающее искусство архитектуры. 

— Средства привлекаются потом?

— Дальше есть несколько вариантов. Идеальный — когда в результате открытого конкурса выявляются лидеры и объявляется заказной конкурс, где принимают участие и лидеры, и те, кого хочет пригласить заказчик. Там и принимается финальное решение. Еще более идеальный вариант — когда конкурс проходит под эгидой независимого Международного союза архитекторов, потому что так гарантируется непредвзятость решения.

Но такие конкурсы принимаются заказчиком без особой радости. Поскольку там обязательно 55% участников-иностранцев, целый ряд критериев, мешающих участию, обязательная реализация первого места через постройку — а этого почти никогда не происходит. Потому что первое место — это всегда романтика, полет фантазии. А реализуется, как правило, третье место.

— Вы упомянули о предвзятости. Присутствует ли она в ситуации с Шуховской башней? 

— Конечно. Башню довели до инфаркта, и виноват в этом пользователь (с 2001 года башня находится в ведении ФГУП «Российская телевизионная и радиовещательная сеть». — «Известия»). Он знал, что в его собственности находится объект культурного наследия, значит, у него есть обязательства. На сегодня он обязан следить за физическим состоянием башни и сохранением облика, в котором ее получили, и выполнять предписания органа охраны. А по закону об охране владелец обязан обеспечить доступ граждан, чтобы любой желающий, пусть и с сопровождением, мог бы башню посмотреть. Но этого нет. 

— А то, что башня в аварийном состоянии, не останавливает инициаторов кластера? 

— Опыт говорит, что объекты культурного наследия обладают невероятной живучестью. Они не совпадают по прочности с нынешними нормативными критериями. Казалось бы, они должны были давным-давно разрушиться, а они стоят. В усадьбе Лопухиных, рядом с ГМИИ имени Пушкина, был дом, у которого стена была, как живот у женщины на девятом месяце беременности. Те, кто хотел, чтобы его снесли, приходили и показывали. Дом снесли. Но он и сегодня бы стоял. 

— А если все-таки будет принято решение разобрать башню в целях реставрации и безопасности местных жителей — чем это грозит? 

— Так или иначе проглядывается идея очистки этой территории и более «эффективное» ее использование — уж слишком ярая и массированная идет пропаганда. Мир реставрации такое проходил уже много раз. Во-первых, возникает опасность: вдруг потом не соберут? Или соберут, но не из того, что было. И не так. Можно посмотреть на «Рабочего и колхозницу»: что-то в ней не то.

Процент новодела и реального артефакта очень важен. А во-вторых, в данный момент существует проект реставрации без демонтажа: разговор идет о недостатке средств. Но ведь на Кижи нашли деньги. Шуховская башня — те же Кижи. Или, когда говорят о переносе: ну как можно, например, перенести собор Василия Блаженного на другое место? Сделай себе копию и смотри. 

Деятели культуры просят президента спасти Шуховскую башню и район вокруг 

В обращении деятелей культуры к Владимиру Путину (имеется в распоряжении «Известий») говорится, что в данный момент памятник находится на грани уничтожения: по заключению экспертов Минкомсвязи России, башня из предаварийного состояния перешла в стадию разрушения, что также потенциально представляет угрозу жизни населения близлежащего района. Но подписанты не согласны с намерением Минкомсвязи демонтировать башню, выступая за более дорогостоящий комплекс ремонтно-реставрационных работ, не предполагающих демонтажа конструкции.

«Обсуждаемая сегодня инициатива по демонтажу радиобашни с ее последующей реставрацией и воссозданием на другом месте представляется нам губительной, поскольку влечет неизбежную потерю ее аутентичности и нанесение колоссального ущерба уникальному району улицы Шаболовка. Реальный путь решения мы видим в переосмыслении значения городской территории района Шаболовки, в раскрытии культурного потенциала памятников конструктивизма, появившихся в 1920-е годы, и в формировании на этой основе Шаболовского культурного кластера», — говорится в обращении. 

Авторы письма просят рассмотреть возможность принятия следующих мер: сформировать межведомственную комиссию с целью решения вопроса о реорганизации прилегающей к Шуховской башне территории и создания общественного пространства; провести архитектурный конкурс на разработку проекта Шаболовского культурного кластера, включающего в том числе туристическую инфраструктуру; поручить работу по формированию и развитию кластера правительству Москвы с участием заинтересованных федеральных ведомств. 

Среди подписантов — главный архитектор города Москвы Сергей Кузнецов, замдиректора департамента контроля, надзора и лицензирования в сфере культурного наследия Министерства культуры РФ Ирина Савина, советник департамента культурного наследия Евгения Шингарева, вице-президент Союза московских архитекторов Михаил Хазанов, президент фонда «Шуховская башня» Владимир Шухов и др. 

Из всех присутствовавших на круглом столе, где состоялось утверждение проекта обращения, отказался от подписи лишь руководитель пресс-службы ФГУП «Российская телевизионная и радиовещательная сеть» (РТРС) Игорь Степанов — представитель компании, в чьем ведении в данный момент находится памятник.

Свою позицию он объяснил тем, что территория, окружающая башню, находится в федеральном подчинении. 

— Москва не имеет полномочий для проведения архитектурного конкурса на федеральных территориях. В связи с чем я призываю официальных представителей Москвы не участвовать в обращении к президенту. Это будет выглядеть по меньшей мере странно. То же самое я призываю сделать и Министерство культуры, — отметил Степанов. 

Впрочем, участники круглого стола предложение представителя РТРС не восприняли: именно на РТРС, по их мнению, лежит ответственность за нынешнее аварийное состояние башни. Более того, в ближайшие сроки — апрель-май — департамент культурного наследия Минкультуры проведет проверку — выяснит, насколько добросовестно РТРС заботилась о памятнике архитектуры. 

Участники круглого стола также просят президента РФ рассмотреть вопрос о финансировании проекта, хотя сумма на данный момент не определена. 

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир
Следующая новость
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением и Пользовательским соглашением