Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Спорт
The Times узнала о подготовке иска пловцов к WADA за допуск китайцев на ОИ
Общество
В Москве отключение отопления начнется 27 апреля
Мир
В Бразилии начали проверку после сообщений о минировании посольства России
Мир
МИД Турции подтвердил перенос визита Эрдогана в США
Экономика
Путин передал 100% акций «дочек» Ariston и BSH Hausgerate структуре «Газпрома»
Общество
Синоптики предупредили москвичей о грозе 27 апреля
Мир
В украинском городе Ровно демонтировали памятник советским солдатам
Общество
Число китайских студентов в России выросло до 41 тыс.
Мир
Крымский мост назван одной из главных целей возможных ударов ракетами ATACMS
Мир
Московский зоопарк подарит КНДР животных более 40 видов
Общество
Работающим россиянам хотят разрешить отдавать пенсионные баллы родителям
Общество
В отношении депутата Вишневского возбудили дело
Мир
Бельгия может поставить Украине истребители F-16 до конца 2024 года
Общество
Желтая африканская пыль из Сахары добралась до Москвы
Мир
МИД Польши раскритиковал Дуду за заявление о ядерном оружии
Мир
Канада выделит Украине $2,1 млн на производство БПЛА

Майкл Найман очистил собственную музыку

Британский композитор-минималист записал фортепианный альбом
0
Майкл Найман очистил собственную музыку
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Имя британского композитора Майкла Наймана вызывает у широкой публики ассоциации прежде всего с музыкой, написанной для кино. Несмотря на то что Наймана относят к минималистическому направлению (собственно говоря, это он и ввел в музыковедение термин «минимализм» в конце 1960-х), его саундтреки обычно записывались достаточно большими составами — оркестром или ансамблем под управлением самого автора.

Но в 2005 году Найман первым релизом сделал альбом с чисто фортепианными версиями своих киномелодий, которые сам и исполнил. Назывался The Piano Sings («Рояль поет»). Только что в Великобритании вышло в свет продолжение той записи — The Piano Sings 2.

В новый альбом вошли как известные фрагменты из музыки к «Контракту рисовальщика» Питера Гринуэя, «Пианино» Джейн Кэмпион и «Гаттаке» Эндрю Никкола, так и почти не известные мелодии, написанные для «Актеров» Конора Макферсона и только что вышедшей семейной драмы Майкла Уинтерботтома «Каждый день». Здесь присутствуют также фрагменты музыки, написанной Найманом к «Человеку с киноаппаратом» Дзиги Вертова, и две композиции, с кинематографом никак не связанные: «Песня Сэди» и «Сквозь единственное окно».

Майкл Найман — пианист, пожалуй, не виртуозный, но упорный и уверенный, и сопротивление материала его только подстегивает. В 2009 году в Москве, играя на уникальном вертикальном пристенном рояле, в силу ряда особенностей инструменте довольно трудном, он, казалось, наслаждался самим процессом преодоления трудностей. В случае The Piano Sings 2 стоит говорить скорее о работе археолога: за клавиатурой Найман снимает с собственных мелодий камерные и симфонические наслоения. Но не забудем и о том, что изначально музыка эта возникала из-под пальцев композитора, бегущих по клавиатуре рояля. Вспоминаются слова американского поэта Джона Берримена: «Поэты могут читать свои стихи неправильно, неприятно, но если вы хотите понять стихотворение, послушайте, как его читает автор». То же и с композиторами: авторская интерпретация всегда более чем интересна.

В новом альбоме сконцентрирована едва ли не сама суть того, что называется минимализмом. Здесь присутствуют все его формальные компоненты: повторения коротких музыкальных фраз, четкий, устойчивый ритм, использование модальных гармоний, обрывание пьес на полуфразе — но именно в фортепианной форме наиболее остро ощущается сама суть стиля.

В том же 2009-м Майкл Найман в своем московском интервью сказал буквально следующее: «Музыка эта вступала в противоречие со всем, что было до нее и одновременно с ней. Она отсекала всё лишнее: обилие звука, избыточность технического мастерства и сверхсерьезного к себе отношения, оставляя только главное, базовое и, что самое важное, оставляя гуманное — в смысле человеческое — начало». Найман здесь оперирует английским словосочетанием a human being («человеческое существо»), от которого происходит термин «гуманность». И данное им определение его в точности совпадает со впечатлениями от прослушивания нового альбома композитора. Эта музыка не только написана человеком — она адресована человеку, она содержит в себе едва ли не весь спектр эмоций и состояний, присущих человеческому существу. Которое только и сможет расслышать, как рояль поет.

Комментарии
Прямой эфир