Питер О'Тул умер, не дождавшись выхода своего нового фильма
Умер Питер О'Тул,
восьмикратный номинант на премию «Оскар», лауреат почетного «Оскара» за вклад
в кинематограф, актер, сыгравший главную роль в «Лоуренсе Аравийском» Дэвида
Лина, и уже одним этим обеспечивший себе место в истории кино.
Год назад он заявил, что оставляет
актерскую карьеру, которая наполняла его эмоционально, обеспечивала финансово, и которая свела его с
прекрасными, талантливым людьми, так же, как и он, переживающими взлеты и
падения.
Питер О'Тул родился в
Ирландии 2 августа 1932 года, вскоре его семья переехала в Англию, в город
Лидс. Однажды, добравшись вместе с приятелем автостопом до Страдфорда на
Эйвоне, юный Питер О'Тул увидел на сцене Майкла Редгрейва в «Короле Лире», и
это предопределило его судьбу. Отслужив два
года на флоте, О'Тул поступает в Королевскую академию драматического искусства.
После академии О'Тул уезжает
в Бристоль, где за три года играет 50 ролей — от Гамлета до
Альфреда Дулитлла из «Пигмалиона». Потом был сезон в Страдфорде и наконец —
Лондон. К этому моменту О'Тул был уже широко известен в профессиональных кругах
— по слухам, Элизабет Тейлор даже
рассматривала его кандидатуру на роль Марка Антония в «Клеопатре».
В 29 лет он сыграл роль, о
которой могли мечтать многие великие
актеры. Автор книги «Семь столпов мудрости», участник арабского восстания
1916–1918 годов, человек, которого считают героем и в Великобритании, и в
арабских странах, Лоуренс Аравийский внешне действительно был очень похож на Питера
О'Тула. Точнее, О'Тул на него — хотя режиссер поначалу видел в этой роли
Марлона Брандо.
Но выдающейся эту работу сделало,
конечно, не внешнее сходство. Режиссер Дэвид Лин сумел придать
приключенческому, по сути, сюжету дыхание эпоса. И Питер О'Тул оказался идеальным
«инструментом» в исполнении этого замысла.
За роль Лоуренса Аравийского О'Тула
впервые номинируют на «Оскар» — но статуэтка в тот год уходит к Грегори Пеку за
«Убить пересмешника». Эта ситуация в разных вариациях повторялась в карьере
О'Тула восемь раз, за что он был признан вечным оскаровским неудачником.
После выхода «Лоуренса
Аравийского» на экраны предложения кино- и театральных ролей хлынули на актера неиссякаемым потоком. В 1960-е каждый год выходит по фильму, а
то и по два с его участием. В 1966-м его партнершей в до сих пор не сходящей с
российских телеэкранов авантюрной комедии «Как украсть миллион» становится Одри
Хэпберн, а в 1968-м, в исторической драме «Лев зимой» — Кэтрин Хэпберн.
В «Ночи генералов» (1967) он
вновь после «Лоуренса Аравийского» встречается с Омаром Шерифом, а также
с Филиппом Нуаре и Кристофером Пламмером.
Он много работал и много пил,
чего не скрывал, скорее бравировал этим. «Я, Ричард Бартон и Ричард Харрис
делали на публике то, чем все занимались втихую», — говорил он позже.
Даже в 1970-е, самый
трудный период его биографию, когда он в буквальном смысле боролся за жизнь с
тяжелой болезнью, О'Тул продолжал сниматься и играть в театре.
В 1987-ом он сыграл в
«Последнем императоре» Бернардо Бертолуччи, этот фильм стал важнейшей вехой в
его карьере.
В 2003-м, когда ему решено
было вручить почетный Оскар, О'Тул поначалу отказался: «Я всё еще в игре. И всё
еще могу побороться за «Оскар» своей очередной ролью», — заявил он, но на
церемонию все-таки пришел и золотую статуэтку забрал.
Кстати, О'Тул не ошибся: в 2006-м он сыграл роль пожилого актера в
фильме «Венера», за что был номинирован на «Оскар» в восьмой раз. Но вновь не
получил его — уступив на этот раз Форесту Уайтейкеру за роль в «Последнем короле
Шотландии».
Последний фильм с участием О'Тула, «Екатерина Александрийская» режиссера Майкла Редвуда, должен выйти на экраны
в следующем году.