Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Политика
Владимир Путин провел встречу с президентом Узбекистана в Москве
Политика
Песков призвал быть оптимистами при оценке отношений России и Армении
Мир
В МИД РФ пообещали жесткий ответ на антироссийские шаги Великобритании
Армия
Минобороны РФ рассказало о подвигах военнослужащих ВС РФ в зоне СВО
Мир
МИД Узбекистана предупредил о новых условиях въезда в Казахстан из-за России
Общество
Росморречфлот сообщил о штатной работе порта Петропавловска-Камчатского после пожара
Мир
Начштаба обороны Британии признал тактические успехи российских сил на Украине
Мир
Президент Узбекистана отметил увеличение товарооборота республики с ЕАЭС
Мир
В ЦПВС сообщили о 10 нарушениях со стороны коалиции США в небе над Сирией
Мир
Олимпийский огонь прибыл из Греции в Марсель на борту парусника Belem
Мир
Британия ввела новые ограничения при получении дипломатических виз россиянами
Общество
Экипаж МКС передал поздравления россиянам с Днем Победы
Наука и техника
SpaceX успешно запустила Falcon 9 с 23 спутниками Starlink
Общество
В Белгороде прошло торжественное открытие мемориала
Мир
Президент Чехии раскрыл подробности об инициативе по доставке Киеву боеприпасов
Общество
Режим ЧС в сельском хозйстве ввели в Тамбовской и Липецкой областях
Мир
Посольство РФ зафиксировало 22 случая осквернения советских памятников в ФРГ с 2023 года

Бангкокский майдан

Историк Станислав Хатунцев — о том, что происходит в курортном государстве Юго-Восточной Азии
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Перемирие между оппозицией и правительством было прекрасным поводом, чтобы перевести дух, попробовать разобраться: что творится в Таиланде?

Прежде всего необходимо заметить, что волнения, охватившие страну, начались не полторы недели назад, как об этом пишут многие СМИ, а гораздо раньше. Уличные протесты вспыхнули в старинных кварталах Бангкока в самом начале ноября. Но лишь 23-го они выплеснулись за их пределы — в другие районы таиландской столицы, а также в провинцию, сообщает местная Bangkok Post. 

Но и ноябрьские выступления в Бангкоке — даже не надводная часть айсберга, а только ее верхушка. Первый удар тайской политической лихорадки грянул еще в январе 2004 года.

Именно тогда южные провинции страны, которые населены малайцами-мусульманами, потрясли массовые беспорядки и столкновения. После этого там поднялась волна насилия, вызванная исламистским сепаратизмом. Теракты, за которыми стоят исламские экстремисты, за 2004–2009 годы унесли около 3,7 тыс. жизней.

Отчасти эти эксцессы были связаны с политикой премьера Таксина Чинавата, чья партия  «Тайцы любят тайцев» (Thai Rak Thai), преемница ранее запрещенной партии «Народная власть», победила на выборах 2001 года. До Чинавата экономическое развитие затрагивало лишь южные, прибрежные районы страны, где процветал турбизнес, экспортные отрасли производства и банковско-финансовый сектор, а политику вершили силы, выражавшие интересы местного китайского капитала и армии, которые всё это контролировали. Важнейшей из них была Демократическая партия Таиланда.

Но Thai Rak Thai сделала упор на развитие северных регионов, забытой Богом глубинки. Кстати говоря, Таксин Чинават, обладатель крупного состояния, является хуацяо, то есть этническим китайцем. Хуацяо — это как минимум каждый седьмой житель Таиланда. Китайцы — богатая и могущественная диаспора, очень хорошо интегрированная в тайское общество. Но Чинават стал идолом и кумиром не хуацяо, а миллионов тайских крестьян. Он существенно улучшил их жизнь, создал первую в стране систему государственного социального обеспечения. Крестьянство, то есть большая часть населения Таиланда, приняло активное участие в политике, составив армию сторонников Чинавата — так называемых краснорубашечников. Thai Rak Thai сильно потеснила старую элиту страны, которая начала мобилизовывать собственную массовую опору. Ее символом стали рубашки желтого цвета. В сентябре 2006 года Чинават был свергнут военными, оставшись за границей в изгнании. С тех пор в Таиланде «красные рубашки» чередуются у власти с «желторубашечниками». Страна расколота — точно так же, как наша «жовтоблакитная» соседка. И конца этому расколу не видно, хотя правительство и командование вооруженных сил королевства в последние дни заявляет о скорой нормализации положения.

Бангкок и Киев сближает не только то, что «революционные» события совпали по времени. И там и там оппозиция добивается отставки правительства, сформированного парламентским большинством. И хотя и на Украине, и в Таиланде армия остается нейтральной, военного путча пока что ожидать не приходится, в обеих странах речь идет о попытке государственного переворота. Силы, являющиеся меньшинством в национальных парламентах, стремятся навязать свою волю большинству в законодательной власти.

Если говорить о поддержке правительства не со стороны законодателей, а со стороны населения, то на Украине она разделена между его сторонниками и противниками примерно поровну, тогда как в азиатском королевстве большинство — явно на стороне нынешнего премьера Йинглак Чинават и партии Пхыа Тхаи (Phak Phuea Thai — «Для Таиланда»). На выборах 2011 года эта партия, наследница Thai Rak Thai, получила 265 из 500 парламентских мест, а вся правительственная коалиция заняла 60% кресел в Национальной ассамблее. В то же время главный оппонент Пхыа Тхаи, всё та же Демократическая партия, не имеет в действующем парламенте и трети мест.

Демократы — главные организаторы массовых протестов в стране. Единоличный лидер тайской оппозиции — зампредседателя Демпартии Сутхеп Тхыаксубан. Антиправительственные выступления в Киеве отличаются от бангкокских партийно-политическим плюрализмом. Там сложился триумвират: Кличко – Яценюк – Тягнибок.

Но и на Украине, и в Таиланде организаторы протестов не имеют четкой и вменяемой конечной программы. Главная, да и, пожалуй, единственная их цель — «свергнуть ненавистный режим» и самим стать властью. Однако по части демагогии, передергиваний и фальсификаций оппозиционеры из Юго-Восточной Азии дадут «коллегам» из Ост-Европы сто очков форы. «Мы свергнем капиталистическое правительство семьи Чинават и сделаем так, чтобы от их присутствия никаких следов в экономике и политике страны не осталось. А вместо него мы создадим истинно демократическое правительство, освященное святым покровительством монархии», — заявляет Сутхеп Тхыаксубан, совершенно «забывая» о том, что большинство таиландского электората эту самую «семью Чинават» поддерживает, а Демократическую партию выборщики жалуют ограниченно.

Показательно, что помимо оппозиционно настроенного городского среднего класса «пехоту» для протестов завозят и в Европе, и в Азии: в Бангкок — из южных районов страны, где сильны позиции демократов, в Киев — из западной Украины, где непопулярна Партия регионов.

Весьма близка и тактика протестующих. И в Таиланде, и на Украине они стараются захватить правительственные здания. В Бангкоке учреждения власти штурмовали 1–3 декабря — практически синхронно с аналогичными акциями в Киеве. 2 декабря манифестанты в тайской столице, прорываясь на территорию Дома правительства, в качестве тарана использовали трактор и угнанный полицейский автомобиль. 

В Таиланде оппозиция не думает прекращать борьбу. В Бангкоке антиправительственные акции возобновятся утром 6 декабря. Об этом заявил Сутхеп Тхыаксубан. «Мы начнем, как только рассветет, и будем биться до тех пор, пока окончательно не победим», — сказал он. При этом Йинглак Чинават не хочет отменять предстоящие в декабре визиты в Россию, Мьянму, Японию. Неугомонно-хамоватые оппы могут этим воспользоваться и совершить гражданский переворот. Тогда действующий премьер повторит судьбу старшего брата, который был отстранен от власти во время своего визита в Нью-Йорк.

Комментарии
Прямой эфир