Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Политика
Владимир Путин провел встречу с президентом Узбекистана в Москве
Политика
Песков призвал быть оптимистами при оценке отношений России и Армении
Мир
США в одностороннем порядке на год продлили санкции против Сирии
Армия
Минобороны РФ рассказало о подвигах военнослужащих ВС РФ в зоне СВО
Мир
Президент Северной Македонии признал поражение на президентских выборах
Общество
Росморречфлот сообщил о штатной работе порта Петропавловска-Камчатского после пожара
Мир
Начштаба обороны Британии признал тактические успехи российских сил на Украине
Мир
Президент Узбекистана отметил увеличение товарооборота республики с ЕАЭС
Мир
В ЦПВС сообщили о 10 нарушениях со стороны коалиции США в небе над Сирией
Мир
Олимпийский огонь прибыл из Греции в Марсель на борту парусника Belem
Мир
Британия ввела новые ограничения при получении дипломатических виз россиянами
Общество
Экипаж МКС передал поздравления россиянам с Днем Победы
Наука и техника
SpaceX успешно запустила Falcon 9 с 23 спутниками Starlink
Общество
В Белгороде прошло торжественное открытие мемориала
Мир
Президент Чехии раскрыл подробности об инициативе по доставке Киеву боеприпасов
Общество
Режим ЧС в сельском хозйстве ввели в Тамбовской и Липецкой областях
Мир
Посольство РФ зафиксировало 22 случая осквернения советских памятников в ФРГ с 2023 года

Не читайте газет

Писатель Вадим Левенталь — о том, стоит ли учить школьников читать прессу
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Профессор Преображенский был, конечно, недостаточно радикален. «Не читайте советских газет» — это полумера; газет, разумеется, лучше не читать совсем. Никаких. Читать нужно философов и писателей, ученых и исследователей; газеты — пустая трата времени, сегодня одно, завтра другое — мелькание, от которого только устают глаза. (Пчелы против меда, скажете? Ну, пусть так.) Человек, однако, любопытен; любопытство  подобно зуду: однажды начав, трудно остановиться, каждый день приносит события, которые кажутся судьбоносными, и каждый день высказываются мнения, которые смотрятся вехами. Так что ничего с газетами — к счастью ли, к сожалению — не станется: на бумаге или на экране газеты читаем мы и будут читать наши дети.

А многострадальных московских школьников решили даже научить газеты читать. Московские власти сообщили о введении соответствующего предмета — будем, мол, учить «правильно воспринимать информацию».

Инициатива эта вызывает чувство некоторой неловкости. Потому что, с одной стороны, кто бы спорил, разумеется, читать прессу — это вам не одноклассниц за косички дергать. Хорошо бы видеть в тексте скрытую рекламу и не высказанную идеологию, хорошо бы понимать намеки и чувствовать шутки (а то некоторые не то что школьники — взрослые люди, особенно эмигранты в Штатах, со звериной серьезностью читают то, что написано в шутку, и тут возникают самые неожиданные коллизии), неплохо бы понимать, какой материал в какой газете может появиться, а в какой нет, и почему… Нюансов много.

То есть ничего плохого-то в этом нет. Но, с другой стороны, видится в этом какое-то излишество. Сразу думаешь: а почему бы не учить смотреть рекламу? Выбирать продукты в магазинах? Или хорошую турфирму? Заказывать еду в ресторане, наконец? По улице ходить? Одеваться? Завязывать шнурки? Много чему можно научить — жизни не хватит.

И не скажешь ведь, что всё это не нужно. Нужно, конечно. Только школа ведь существует не для того, чтобы подстелить соломку на всю оставшуюся жизнь. Не для того, чтобы выловить всю рыбу, которая понадобится человеку в жизни. Это попросту невозможно. Нужно научить человека ловить рыбу, выбирать удочку, разбираться в рыбе — а ловить ее каждый из нас обречен сам.

Лет 10 назад я проходил в школе педагогическую практику, и мы с девятиклассниками разбирали на уроках «Колыбельная Трескового мыса» Бродского. Оказалось, что юноши и девушки не в состоянии понять, о чем речь в стихотворении. То есть речь даже не о метафизике («Время больше пространства. Пространство — вещь. Время, в сущности, мысль о вещи» — тут и впрямь сам черт ногу сломит), а о куда более простых вещах, о том, что в тексте происходит, какая картинка соответствует словам. «Часы на кирпичной башне лязгают ножницами» — тут нужно увидеть, как сходятся часовая и минутная стрелки; «светофор мигает, глаз превращая в средство передвиженья по комнате» — то есть никакого другого источника света нет; «тело похоже на свернутую в рулон трехверстку, и на севере поднимают бровь» — нужно знать, что трехверстка — это карта, ну и так далее.

Два занятия подряд мы разбирали этот текст, и наконец ребята смогли прочитать его по-настоящему, а когда прочитали — дружно сказали «вау». И я, конечно, надеюсь, что кому-то из них этот опыт помог понять, что любой текст нужно читать внимательно, медленно, обдумывать, сравнивать и сопоставлять.

Я это к чему. Я думаю, что человек, способный самостоятельно разобраться в сложном поэтическом тексте, — такой человек сможет прочитать и газету. Его не нужно специально этому учить. Умение читать (критически читать, что одно и то же) прессу — это как бы такой бонус к умению читать вообще. Бесплатно. Акция бессрочная.

Научите школьников читать Гоголя и Толстого, Белого и Сашу Соколова, Набокова и черта-в-ступе кого еще, а уж с газетами человек как-нибудь сам разберется.

Но нет ведь. Часы на литературу сокращаются, учителей всё больше зажимают в бюрократические тиски, экзамен убрали, сочинение то ли возвращают, то ли нет. Но вместо этого — давайте научим читать газеты. То есть человек Гоголя-то прочесть не в состоянии, а вы ему — газеты. Ну хорошо, научится. А зачем?

Комментарии
Прямой эфир