Сотни протестующих киевлян провели ночь на Михайловской площади

Площадь Независимости — майдан, знаковый для украинцев, именно здесь свершивших девять лет назад «оранжевую революцию», — зачищена от митингующих, оцеплена милицейским кордоном и вычеркнута из новостных сводок. Протест переместился на Михайловскую площадь, под стены монастыря, где укрывались от спецназа те, кто до последнего пытался удержать майдан в руках протестующих.
Утром 30 ноября тут было едва ли 100-150 человек. Но и этого количества хватило для того, чтобы освистать пришедшего сюда оппозиционного лидера Юрия Луценко.
— То, что произошло на майдане, не должно повториться... Поэтому протест снимает все остальные лозунги, остается только главный: «Янукович — не наш президент», — хрипит Луценко в мегафон, который ему буквально всунули в руки.
Кто-то из собравшихся аплодирует, но хлопки заглушаются выкриками «Позор!»
— Это больше не ваш протест, не политиков. Это протест народа. Вы ничего не сделали для нас, вы оставили людей на майдане драться с бойцами спецназа «Беркут», а теперь рассказываете нам, как действовать дальше! — кричит кто-то уже отдавшему мегафон Луценко.
Людей на Михайловской с каждым часом становится все больше. Здесь и иногородние студенты, ночевавшие в спальных мешках на майдане, и киевские пенсионеры, и молодые радикалы с красно-черными флагами «Организации украинских националистов».
Последние не самые многочисленные, но самые активные. Когда на светофоре рядом с площадью останавливается милицейский автобус, именно они накидываются на него с палками и кусками арматуры, пытаясь разбить стекла и вытащить милиционеров. Другие митингующие пытаются выстроиться у автобуса «живой цепью», уговаривают не прибегать к насилию и обещают «выработать план сопротивления» с оппозиционными лидерами — Виталием Кличко, Арсением Яценюком и Олегом Тягнибоком, которые вот-вот должны прибыть на площадь.
— Ничего они не решат. Танцы со звездами кончились, время бунтовать, — кричит в ответ один из тех, кто лупит арматурой по стеклам автобуса.
Милиционерам удалось уехать, и ни они, ни их коллеги больше не появляются на глаза протестующим. Но в толпе, которая к ночи разрослась минимум до 10 тыс. человек, ходят упорные слухи, что новый разгон обязательно будет.
Ночь на Михайловской между тем проходит спокойно. Люди греются у костров и делятся с соседями принесенным из дому съестным. Выступления нардепов, все-таки приехавших на площадь, уже не вызывают того ажиотажа, как раньше.
«Известия» продолжают следить за ходом событий.