В Москве открылась Неделя швейцарского кино
В московском кинотеатре «Художественный» открылась Неделя швейцарского кино, про существование которого знает далеко не каждый. Действительно, в отличие от Греции, где, как известно, всё есть, в ничуть
не менее прекрасной Швейцарии есть всё, кроме — как кажется непосвященным — кинематографа.
Подборка фильмов, которую предъявят в Москве, должна это убеждение если не
развеять, то хотя бы поколебать.
Впрочем, киноиндустрия в современном понимании этого слова
в Швейцарии действительно не сложилась. Зато телеканалы охотно финансируют
съемки полнометражных фильмов, которые сами затем ставят в эфир, и есть театры,
где с большим почтением относятся к русской актерской школе.
Фильм, выбранный для открытия Недели, идеально иллюстрирует все
эти обстоятельства. Сняла его по заказу местного телевидения жительница
Женевы российского происхождения Елена Хазанова. И хотя из Москвы
родители увезли ее в 12-летнем возрасте, в Швейцарии Хазанову всё равно
воспринимают как посланца страны, давшей миру Станиславского и Михаила Чехова.
Играют в ее картине известные в Женеве театральные актеры, а сюжет позаимствован
из классики мировой драматургии: пьесы Мариво «Игра любви и случая». Точнее, даже не позаимствован, а целиком, с дословным сохранением текста воспроизведен.
Богатый вельможа
мечтает выдать дочь-красавицу за сына другого состоятельного и благородного
господина, но обещает при этом оставить за девушкой право согласиться или
отказаться. Дочка хочет внимательно присмотреться к суженому, а потому решает
поменяться ролями с горничной. Но тот же самый трюк приходит на ум и жениху...
Вариации этого сюжета использовал младший современник
Мариво, британец Оливер Голдсмит в комедии «Ночь ошибок», пьесе чрезвычайно
популярной, в том числе и в России, где ее не раз ставили в театрах, а для
телевидения в 1974-м году экранизировал Михаил Козаков.
Но резидентка франкоязычной Швейцарии, естественно, выбирает оригинал, написанный парижанином. И переносит действие в наши дни, состарив персонажей: и слуги, и господа в ее фильме уже не столь юны, а потому их интриги, ссоры и «подставы» не кажутся абсолютно невинными. За исключением некоторого многословия, текст ложится на сегодняшний день идеально. Ведь даже в антисословной Швейцарии не возбраняется мечтать о том, чтобы вместе с браком по любви получить статус и деньги.
Удивительно, но российская уроженка Елена Хазанова оказалась
одним и из немногих швейцарских
режиссеров, кто снял фильм про частные отношения. Остальных волнует остро социальная проблематика.

В основе фильма «Приемыши» режиссера Маркуса Имбодена — реальный факт: на протяжении
полутора веков, с 1800 по 1950 год, швейцарских детей-сирот продавали в
приемные семьи, которые использовали их в качестве бесплатной рабочей силы.
Герои фильма — эти самые приемыши, два друга-подростка, мечтающие сбежать в
Аргентину.
Если проблема детей-сирот в Швейцарии давно решена, и
«Приемыши» — это фильм-ретро, то проблемы, связанные с мигрантами, только
растут, и, похоже, процесс этот не остановим. О том, что в стране нарастает
ксенофобия, рассказывает документальный «Проблемный имидж», который
сняли два молодых режиссера Саймон Бауманн и Андреас Пфиффнер. Еще один документальный
фильм —«Спецрейс» Фернанда Мелгара целиком посвящен нелегальным мигрантам,
ожидающим депортации из страны.
Всего в московской ретроспективе семь картин. Завершится она
«Операцией «Освобождение» режиссера Николаса Вадимофф о захвате «левыми»
банка в Цюрихе в 1978 году.