Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Политика
Владимир Путин провел встречу с президентом Узбекистана в Москве
Мир
В конгрессе потребовали от Байдена объяснения задержкам поставок оружия Израилю
Мир
США в одностороннем порядке на год продлили санкции против Сирии
Армия
Минобороны РФ рассказало о подвигах военнослужащих ВС РФ в зоне СВО
Мир
Президент Северной Македонии признал поражение на президентских выборах
Мир
Американские конгрессмены проголосовали против отстранения спикера Джонсона
Мир
Начштаба обороны Британии признал тактические успехи российских сил на Украине
Мир
Президент Узбекистана отметил увеличение товарооборота республики с ЕАЭС
Мир
В ЦПВС сообщили о 10 нарушениях со стороны коалиции США в небе над Сирией
Происшествия
В оперштабе Краснодарского края сообщили об атаках ВСУ на нефтебазу под Анапой
Мир
Конгрессвумен Грин попыталась инициировать голосование по отставке Джонсона
Армия
Артиллеристы уничтожили расчеты БПЛА ВСУ гаубицами Д-30 в приграничном районе
Мир
Ким Чен Ын поздравил Владимира Путина и россиян с Днем Победы
Общество
Парад Победы на Камчатке открыл начало празднований Дня Победы в России
Общество
Синоптики предупредили москвичей о холодной погоде и порывистом ветре 9 мая
Мир
Байден заявил о прекращении поставки снарядов Израилю в случае вторжения в Рафах
Мир
Посольство РФ зафиксировало 22 случая осквернения советских памятников в ФРГ с 2023 года

Нет книги — нет проблемы

Писатель Вадим Левенталь — о том, нужно ли запрещать экстремистскую литературу
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В страшном сне не могу себе представить, чтобы я читал прозу Геббельса. Или «Майн кампф». Или книгу с названием «Кто против нас?», вышедшую в серии «За Русь Православную». Ведь столько еще прекрасных книг не прочитано. И столько еще нужно прочитать по работе. Тратить время жизни на глупости и графоманию — нет.

И однако же есть люди, которым книга, например, Геббельса нужна. Я вижу два варианта: либо это ученый, занимающийся психопатологиями, либо юный идиот, который просто хочет «повосторгаться» на Геббельса. В последнем, понятно, ничего хорошего нет. Более того, подкидывать дровишки в костер души такого идиота и всех ему подобных — преступно, на то и есть закон об экстремизме.

Но что делать с ученым, серьезным и ответственным историком? Человек, занимающийся историей Третьего рейха, очевидно, не может не читать тот же «Майн кампф» — иначе какой из него ученый.

Запрет на книги — вообще опасная вещь. Сегодня мы запретим Геббельса — ну да и хрен с ним, не жалко. Но завтра-то, глядишь, и другие идиоты запретят Набокова. Логика в этих случаях прямо противоположная. В первом — «написано фашистом, значит, за фашизм»; во втором — «написано про педофила, значит, за педофилию». Первую логику воспроизводит мальчик, лелеющий белые шнурки, вторую — легендарные петербургские казаки. Но и та и другая логика с научной точки зрения несостоятельна.

Если мы выступаем за отмену 282-й статьи, статьи, карающей за мыслепреступление, если мы считаем, что за высказывание мнения, каким бы оно ни было бредовым, наказывать нельзя, — то мы должны признать, что и книги, любые книги, имеют право на существование.

Потому что если можно запрещать какие-то книги, то почему нельзя запретить «Сказку о попе и о работнике его Балде»? А Карлсона? Карлсон, говорят, — это вообще Геринг: толстый, летает и после Пивного путча прятался в Швеции. А четвертый том сказок Афанасьева — снова запретим?

Вообще какую книгу в руки ни возьми — наверняка найдется болван, который подробно и логично объяснит, почему ее необходимо запретить. И в такой ситуации можно, конечно, собирать комиссии, платить зарплаты экспертам, составлять списки, но проще, очевидно, последовать рецепту Фамусова — собрать все книги и сжечь. И новых не издавать.

Но очевидно и другое: продавать любые книги с полок всех магазинов — как минимум, неосторожно. Дмитрий Быков в «Аргументах и фактах» прокомментировал историю с Геббельсом так: хорошо, что есть такая книга, такие книги нужно издавать, чтобы все видели, какой Геббельс графоман и дурак. Ясно, что в действительности Быков таким образом защищает собственное право печатать свою графоманию. Но если речь все же про нацистского лидера? Умный человек действительно прочтет и оценит: графомания. Ну а тот, который белые шнурки гладит? Он же не для того купит эту книгу, чтобы оценить, графоман его кумир или нет. Он ее поставит на полочку обложкой вперед, кинет зигу и еще будет советовать всем почитать.

Есть, наконец, официальный список экстремистской литературы, и существует он не просто так. Если мы разрешим свободно печатать и продавать вообще все, то завтра где-нибудь на Тверской обязательно откроется магазин «Джихад», а рядом — «Четвертый рейх», а рядом — какая-нибудь «Воля Перуна», и скоро всё пойдет вразнос.

Однако что делать адекватному умному человеку, ученому, который занимается, например, тем же экстремизмом? Изучает его историю, социологию, психологию. Ведь не изучать нельзя — врага нужно знать в лицо.

К чему все это: вопрос в действительности крайне сложный. И запрещать ничего нельзя, и разрешать все подряд нельзя — ситуация как будто тупиковая.

Я бы в этой ситуации предложил подумать об особом порядке издания подобного толка литературы. Того же Геббельса нужно было бы издать тиражом двести экземпляров и разослать во все крупнейшие и университетские библиотеки. Научное издание — с комментариями и справочным аппаратом. И уж, конечно, не пускать в свободную продажу с портретом на обложке да еще в серии «Проза великих». Какой Геббельс великий? Очнитесь! Для кого он великий?

Кому нужно — пойдет в библиотеку и прочтет. А бритоголовый, которому только бы зигу покидать, — он и дороги в библиотеку не знает.

Впрочем, возможно, все эти разговоры не имеют смысла вовсе. Пройдет еще совсем немного времени, лет 5–10, и бумажное книгоиздание отомрет само собой. Тогда и проблемы не будет.

Комментарии
Прямой эфир