В Поднебесной обвинили в коррупции «принца» Бо Силая

В Китае 25 июля официально предъявили обвинения во взяточничестве, коррупции и злоупотреблении властью влиятельному в прошлом политику и бывшему члену политбюро ЦК компартии Бо Силаю. Процесс над высокопоставленным чиновником призван не только вернуть в казну крупные суммы, но и сохранить китайскую государственность, считают эксперты.
Ранее Бо Силай являлся одним из кандидатов в члены Постоянного комитета Политбюро ЦК КПК, состав которого определялся на 18-ом партийном съезде в ноябре 2012 года. Однако всего за три месяца до этого его жена Гу Кайлай была приговорена к смертной казни с двухлетней отсрочкой за убийство ее партнера по бизнесу, британца Нила Хейвуда. Следствие установило, что сам Бо Силай использовал свое служебное положение, чтобы скрыть преступление жены. В итоге он был с позором исключен из партии и членов парламента. Лишенный депутатского иммунитета, он сам оказался под следствием.
По имеющейся информации, судебные слушания по делу Бо Силая пройдут в административном центре восточной провинции Шаньдун городе Цзинань. Он обвиняется в «получении очень крупных взяток в виде денег и имущества», а также в использовании служебного положения «ради выгоды третьих лиц».
По словам главного научного сотрудника Института Дальнего Востока РАН Александра Ломанова, ничего необычного в том, что у Бо Силая не все было чисто с бухгалтерией, нет. Подобные скандалы с участием высокопоставленных чиновников в Китае уже не редкость — можно вспомнить суд над вице-мэром Пекина Лю Чжихуа или процесс над бывшим министром национальных железных дорог Лю Чжицзюнем.
— В то же время необычность нынешнего процесса в том, что впервые обвинения предъявлены члену элитной группы так называемых «принцев» — Бо Силай является сыном очень известного в прошлом функционера Бо Ибо. К этой группе, кстати, относится и нынешний лидер Си Цзиньпин, — говорит Ломанов. — Их дорожки в свое время пересеклись, потому что Бо Силай всерьез мог претендовать на роль генерального секретаря ЦК КПК.
Поэтому, хотя о политике в обвинениях речи нет, эксперты считают, что этот суд связан с политическими процессами в Китае.
Как отмечает завотделением востоковедения ВШЭ Алексей Маслов, Бо Силай являлся ярким представителем нового крыла китайских политиков, которые делали ставку на популизм. На посту секретаря комитета КПК города Чунцина в 2007–2012 годах он бросил все силы на борьбу с преступностью и коррупцией. Его идеология базировалась на идеях восхваления прошлого и маоизма.
— Следующим его шагом должен был стать рывок в руководство страны и партийный переворот, — говорит Маслов. — И громкий уголовный процесс над ним нужен китайской партийной элите, чтобы не допустить политической дестабилизации страны.
Как отмечает эксперт, в противном случае могла сложиться тенденция утраты руководством партии контроля над рядовыми популярными лидерами. Что, в свою очередь, привело бы к появлению в ее рядах фракций и стало бы серьезным ударом вообще по китайской государственности.
— Идеи Бо Силая были почти экстремистскими: возвращение культа личности и подавление всех, кто не придерживается политики лидера, — полагает Маслов.
Это проявлялось, в частности, в методах, которые сам Бо Силай применял в Чунцине, где устроил настоящий антикоррупционный террор. Местный начальник полиции, которому он покровительствовал, под видом борьбы с мздоимцами врывался в дома граждан, силой отбирал имущество.
Грозить же Бо Силаю за все эти прегрешения, по китайскому законодательству, может высшая мера наказания — смертная казнь. Правда, эксперты считают, что, скорее всего, ее применять не станут.
— Власть заинтересована, чтобы этот процесс выглядел заурядным и без скрытой подоплеки. Дескать, один из многих функционеров заигрался, — считает Ломанов.
Судебные органы долго не предъявляли Бо Силаю обвинения. А генсек ЦК КПК Си Цзиньпин совершил несколько важных шагов, чтобы доказать право на этот процесс и завоевать доверие народных масс. Он продекларировал начало масштабной борьбы против коррупции — в том числе и в высших эшелонах власти. С 2007 по 2012 год в Китае было проведено около 640 тыс. расследований коррупционных дел. Более 660 тыс. функционеров были наказаны. За это время в казну было возвращено около $1,3 млрд.