Лондон может выйти из юрисдикции Страсбургского суда
Большая палата Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ) постановила «считать негуманной действующую в Британии норму лишать права освобождения тех, кто приговорен к пожизненному заключению за наиболее жестокие и извращенные убийства». Решение поддержали 16 судей, и лишь один высказался против.
Свой вердикт Страсбургский суд вынес по иску трех отбывающих пожизненные сроки преступников. Один из них уже отсидел 28 лет за убийство собственных приемных родителей, своей сестры и двух шестилетних племянников-двойняшек. Другой лишил жизни свою жену, в брак с которой вступил, отбывая срок за ранее совершенное убийство. Третий является серийным убийцей.
Отказ Британии в переаттестации приговоров 49 человек, отбывающих наказание в британских тюрьмах за аналогичные жесточайшие убийства, ЕСПЧ и назвал негуманным, нарушающим права заключенных. Европейские судьи считают, что «необходимо раз в 25 лет пересматривать дела пожизненно заключенных и по возможности отпускать их на свободу».
Решение Страсбургского суда вызвало в Великобритании шквал негодования. Министр юстиции Крис Крейлинг заявил, что «народу Британии будет трудно понять положительное постановление суда по иску убийц». Премьер Дэвид Кэмерон пошел еще дальше, пригрозив, что «подумает о выходе его страны из юрисдикции ЕСПЧ, в случае если Консервативная партия выиграет парламентские выборы-2015».
По мнению экспертов, такая реакция Британии свидетельствует, что существующая система ЕСПЧ, которая создавалась совсем в иную историческую эпоху, нуждается в дальнейшей модернизации.
— Весьма вероятно, что это решение станет поводом активизировать как в национальных парламентах и судах, так и в формате институтов Совета Европы дискуссию, как надлежит толковать и, главное, применять в сегодняшних исторических реалиях положения подписанной еще в 1950 году европейской Конвенции по защите прав человека, — сказал «Известиям» советник аппарата Уполномоченного РФ при ЕСПЧ Максим Токарев. — Всё чаще основанные на этой конвенции решения Страсбургского суда вступают в противоречие с действующими нормами национального права ведущих стран Совета Европы, включая положения их конституций. Думаю, что уже нынешней осенью дискуссия на эту тему развернется в ПАСЕ.
По мнению эксперта, для России как крупнейшей страны-участницы Совета Европы ныне также крайне важна и актуальна проблема исполнения норм общеевропейского права в увязке с соблюдением норм Конституции и обеспечением национального суверенитета. Что касается Великобритании, то Токарев полагает, что сформулированный британским премьером тезис о возможности выхода из правового поля ЕСПЧ является элементом предвыборной политики, а какие-либо конкретные действия Лондона возможны только после 2015 года.
Юрисдикция ЕСПЧ распространяется на все государства-члены Совета Европы, которые ратифицировали европейскую Конвенцию по правам человека. Здесь рассматриваются вопросы, относящиеся к применению конвенции: иски отдельных лиц и межгосударственные дела. В случае если Великобритания решит выйти из системы ЕСПЧ, ей придется денонсировать конвенцию и покинуть Совет Европы.
— С юридической точки зрения это нормальная практика, и страна может это сделать в одностороннем порядке, — сказала «Известиям» бывший заместитель председателя Конституционного суда Тамара Морщакова.
Поясняя постановление ЕСПЧ, специалист отметила, что обязательный характер носит только решение по делу конкретного лица или группы лиц, а дальше суд может только рекомендовать государству провести ряд мер, направленных на то, чтобы нарушения больше не повторялись.
— Законодатель не обязан выполнять эти рекомендации, но их несоблюдение влечет за собой появление аналогичных жалоб, — сказала Морщакова.
Согласно нормам международного права, после вынесения ЕСПЧ решения у Британии нет права подать на него апелляцию. В течение шести месяцев она должна ответить суду через Минюст. Между тем в британских политических кругах уже давно обсуждается вопрос о выходе Британии из европейских институтов. Ранее Кэмерон неоднократно заявлял, что если его партия одержит победу на парламентских выборах 2015 года, после 2017 года она инициирует проведение референдума о возможном выходе из Европейского Союза.