Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Додин вступился за ON.ТЕАТР, а Могучий — за его оппонентов

Конфликт с соседями повлек закрытие главной театральной лаборатории Санкт-Петербурга
0
Додин вступился за ON.ТЕАТР, а Могучий — за его оппонентов
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Театральная общественность Петербурга выразила единогласную поддержку закрытому ON.ТЕАТРу. По сведениям «Известий», спектакли экспериментальной лаборатории готовы принять в собственных помещениях все главные театры города — Александринский, Большой драматический, Малый драматический и Театр имени Ленсовета.

25 июня арбитражный суд Санкт-Петербурга окончательно запретил деятельность лаборатории ON.ТЕАТР на улице Жуковского в связи с многочисленными нарушениями пожарной безопасности. На сайте истца — петербургского отделения Роспотребнадзора — утверждается, что управление обратилось в суд с целью «предотвратить вредное воздействие на здоровье граждан».

Директор режиссерской лаборатории Милена Авимская рассказала «Известиям», что сотрудники «почти устранили все нарушения». Однако 18 июня Роспожнадзор опечатал помещение театра.

— Дальше состоялся арбитражный суд, о котором мы не знали, и теперь нас окончательно закрыли. Мы, конечно, будем биться за место на улице Жуковского, так как других вариантов у нас пока нет, — сказала г-жа Авимская.

Худрук БДТ Андрей Могучий, который в апреле обещал «провоцировать разговоры во власти», в разговоре с «Известиями» фактически поддержал решение суда и выразил надежду на скорое разрешение проблемы.

— Как так получилось? Есть много обстоятельств, влияющих на подобное решение, включая нормальную жизнь людей, существующих вокруг. Надо выделять такие пространства, которые не мешают окружающим людям. Город должен об этом заботиться, — заявил г-н Могучий.

По его сведениям, «в данный момент подыскиваются какие-то варианты» для переезда театральной лаборатории на новое место.

Несмотря на позитивный настрой худрука БДТ, «Известия» не смогли добиться комментариев о судьбе ON.ТЕАТРа у представителей исполнительной власти: комитет по культуре, а также вице-губернатор Василий Кичеджи, курирующий в городе сферу культуры, воздержались от ответа.

Депутат законодательного собрания Санкт-Петербурга Анастасия Мельникова, в свою очередь, считает, что закрытие ON.ТЕАТРа на улице Жуковского было правомерным.

— Там действительно не хватает этих несчастных 10 см, чтобы были соблюдены нормы, установленные законом. Мы, петербургские законодатели, не можем влиять на этот закон, — сказала депутат. — Поверьте, всё, что можно было сделать, мы сделали, но в том месте чисто технологически невозможно исправить ситуацию.

В случае отклонения апелляции Милене Авимской предстоит искать новое помещение для театральной лаборатории. Несмотря на готовность петербургских культурных деятелей приютить временно бедствующий театр, он не сможет долгое время скитаться по временным площадкам.

Лаборатория молодой режиссуры ON.ТЕАТР возникла в Петербурге в 2009 году. Помещение в подвале жилого дома на ул. Жуковского получила в 2011-м. Через некоторое время соседка сверху пожаловалась Милене Авимской на шум во время вечерних спектаклей, после чего на сцене были произведены работы по звукоизоляции. Однако вскоре жительница дома подала жалобу в Роспотребнадзор, и начались проверки, которые выявили многочисленные нарушения, которые требовалось устранить.

За время своей работы лаборатория ON.ТЕАТР обрела статус уникальной творческой среды, где молодые режиссеры, едва получившие диплом, могут попробовать свои силы на практике. С момента основания в лаборатории выпущено более 40 спектаклей по современным пьесам. С ON.ТЕАТРом, в частности, сотрудничали известные сегодня Дмитрий Волкострелов, Семен Александровский, Алексей Забегин, Елена Сафонова, Дмитрий Егоров.

Лев Додин: «Если бы Роспотребнадзор осуществлял свои функции, история мирового театра не состоялась бы»

В ответ на просьбу «Известий» прокомментировать ситуацию вокруг закрытия ON.ТЕАТРа художественный руководитель МДТ, народный артист России Лев Додин написал эссе о судьбах экспериментальных театров. Публикуем текст полностью.

Из постановления суда: «Деятельность ON.ТЕАТРа ухудшала как условия проживания граждан в многоквартирном жилом доме, так и создавала угрозу для здоровья работников театра».

Времена, когда начинают закрывать театры, могут оказаться плохими временами. Времена, когда театры начинают закрывать при помощи ни в чем не повинного и не имеющего никакого отношения к художественному делу Роспотребнадзора, могут оказаться еще и иудиными временами.

Свой первый спектакль, сделавший его режиссером, великий Питер Брук поставил на чердаке жилого дома в послевоенном немецком городке, это было «Преступление и наказание» Достоевского. Бруку казалось, что это очень важно для немцев — увидеть и услышать «Преступление и наказание». Думаю, что тем немногим жильцам, которые оставались еще в этом доме, спектакль не принес слишком много удобства, ни физического, ни духовного.

Великий польский режиссер Гротовский свой первый спектакль ставил в подвалах, где помещалось не больше сорока четырех человек. Многие из этих спектаклей вошли в историю театра.

Свой гениальный «Балаганчик» великий Мейерхольд поставил в Тенишевском училище на Моховой, которое тогда никак не было приспособлено для публичных театральных мероприятий, о чем есть документальные свидетельства.

Словом, если бы Роспотребнадзор осуществлял свои функции на протяжении всего XX века, то история мирового театра XX века была бы сильно переписана, а скорее всего, попросту не состоялась бы.

Театр не предоставляет услуг населению, театр несет духовное послание людям, театр обязан тревожить людей, создавать им своего рода «духовные неудобства». «Дух веет, где хощет», — сказано в Писании, древние христиане служили своей религии в катакомбах, в пещерах, там, где придется. Это потом уже у нас религия стала связываться с пышными храмами.

Поэтому, прежде всего, я призываю религиозные организации всех конфессий Санкт-Петербурга встать на защиту своего, подчеркиваю, своего духовного собрата.

Я призываю также всех руководителей театров Санкт-Петербурга не только солидарно потребовать отмены закрытия театра, но и, пока решается вопрос, поделиться своими пространствами, особенно пространствами своих малых сцен с ON.ТЕАТРом, дать ему возможность функционировать на своих площадках.

Хотя наш театр живет в большой тесноте, мы готовы с начала нового сезона поделиться нашей камерной сценой с ON.ТЕАТРом и дать возможность осуществлять что-то из их планов в нашем маленьком пространстве. Готов в любой момент встретиться с Миленой Авимской.

В заключении, несмотря на весь свой пессимизм, мне хочется выразить уверенность, что если суть ситуации будет доведена до сведения губернатора Санкт-Петербурга, Георгий Сергеевич Полтавченко захочет и сумеет решить вопрос.

И найдет для большой группы молодых санкт-петербургских режиссеров и актеров, будущего санкт-петербургского театра, 500 м (насколько я знаю, именно столько занимает ON.ТЕАТР) санкт-петербургской нежилой площади, где молодые люди могли бы причинять минимальный вред своему здоровью и минимально физически беспокоить окружающих (цитирую формулировку постановления), принося им максимальные, еще раз повторю, духовные тревоги. Такова миссия театра. 

Комментарии
Прямой эфир