Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Рогов назвал шествие в честь дня рождения Бандеры позором для западных стран
Мир
Авиакомпания Qatar Airways возобновит полеты в Сирию
Общество
В Новгородской области 4,5 тыс. человек остались без электричества из-за непогоды
Мир
Трамп обвинил Байдена в нанесении ущерба США
Общество
Суд арестовал имущество замглавы Военно-медицинской академии
Мир
Финский оператор кабеля EstLink 2 потребовал наложить арест на танкер Eagle S
Общество
Около 2,4 тыс. т нефтепродуктов попало в Черное море после ЧП с танкерами
Мир
На Украине заявили о поступлении в госбюджет почти $60 млн активов РФ
Мир
В Словакии пообещали обсудить ответ на решение Украины прекратить транзит газа
Мир
СМИ сообщили о возможном запрете Молдавии на работу некоторых авиакомпаний из РФ
Общество
В горах Карачаево-Черкесии объявили лавинную опасность до 6 января
Мир
Мэр Кишинева раскритиковал власти Молдавии из-за подорожания электричества
Мир
Маск призвал провести реформу ФБР
Происшествия
СК возбудил дело о теракте после обстрела ВСУ Рыльского района Курской области
Мир
Журналист Боуз восхитился зимней Москвой и развеял миф о проблемах РФ
Политика
Путин подписал первые документы в 2025 году
Происшествия
В приграничном районе Курской области была сбита еще одна ракета
Мир
Bloomberg сообщило о рекордной с октября 2023 года цене на газ в Европе

Актуальные художники занялись церковными фресками

В Академии художеств представили инсталляции рядом с мозаиками и видео — рядом с изваяниями святых
0
Актуальные художники занялись церковными фресками
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Александра Сопова
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

В Академии художеств на Пречистенке открыли выставку «Искусство и религия в пространстве современной культуры». За названием скрывается проблема: если строить и расписывать храмы в XXI веке так, как это делали в XII, получаются даже не копии, а подделки. Тогда росписями и иконами занимались современные для своей эпохи художники. До каких пределов допустимо использование нынешних средств искусства в церковном убранстве? Где грань между иконой и обычной картиной? Как сохранить марку «наследницы Византии»?

Актуальные художники занялись церковными фрескамиОдни и те же художники показывают в Академии фотографии собственных фресок в действующих храмах и делают инсталляции и видеопроекты на религиозные темы. Один из залов посвящен «хранителям традиций»: здесь вполне традиционные для церквей росписи и резьба на качественных «отчетных» фотографиях. Другой зал — с фотографией Святой Софии Константинопольской во всю стену — отведен оригиналам современных мозаик, икон, фресок.

Актуальные художники занялись церковными фресками— Посмотрите, какие камушки в этой мозаике! — восхищается куратор выставки Николай Мухин. — Нам всегда говорили, что русские так делать не умеют. А вот многофигурная икона — так писали в Византии в XIV–XV веках! Я расписал 12 храмов, в храме Христа Спасителя алтарная композиция «Рождество Христово» — моя, и я отвечаю за свои слова.

Третий зал отведен размышлениям актуальных художников о Боге и пространстве, о времени и о себе: скульптура, инсталляции, фотомонтаж, живопись, «гиперреалистические» компьютерные композиции. Худяков, Бурганов, Гор Чахал, Комелин.

Актуальные художники занялись церковными фресками— Мы показали, как можно подавать эти тонкие темы, не будучи иконописцем, но будучи верующим человеком, — сказал Николай Мухин «Известиям».

Здесь и выставлявшиеся ранее, и специально созданные для проекта работы «актуальщиков», и фотография огромного строящегося комплекса «История Грузии», созданного Зурабом Церетели.

Актуальные художники занялись церковными фрескамиПортрет Иоанна Предтечи кисти Николая Мухина — по формальным признакам икона, есть нимб и надпись имени, но нимб черный, глаза у Предтечи красные — то ли от недосыпа, то ли от болезни.

— Это не икона, это мое размышление, — говорит автор. — Но у них одно назначение: думать о Боге.

Актуальные художники занялись церковными фрескамиНа темы жизни Иоанна Крестителя размышляли на выставке также скульпторы. Геннадий Красношлыков представил отсеченную голову на блюде — «Чашу скорби» в бронзе, а Сергей Мильченко — деревянную фигуру «Глас вопиющего в пустыне». Не исключено, что сами художники ощущают себя такими «вопиющими в пустыне» со своими религиозными поисками после фактически 70-летнего перерыва в церковном искусстве, как Иоанн Предтеча с призывом к покаянию среди очень религиозного, но не кающегося иудейского общества.

Актуальные художники занялись церковными фрескамиВидео на выставке — не просветительские рассказы об иконах, а вполне «актуальные» работы: например, у того же Николая Мухина в инсталляции «Безначальное первоначало» лик Нерукотворного Спаса пульсирует, оказывается то черным, то ярко-белым, лишается цвета и даже формы. Автор не боится гнева православных активистов или оскорбленных в чувствах верующих. Лик и благословляющая рука Спасителя, раскрытое Евангелие и символ Престола Божиего в его исполнении мерцают и взрываются, а Мухин уверен, что они «представляют всю Библию».

Актуальные художники занялись церковными фрескамиНа видеоинсталляции Гора Чахала православный крест становится все ярче по мере того, как фон заштриховывают черным. Но сам крест не затронут ни разу: православные могут не беспокоиться.

Есть среди участников выставки и представители РПЦ, не знавшие, вероятно, еще некоторое время назад, что они художники. Из «Рождественской оратории» митрополита Илариона (Алфеева) стандартный плеер в Windows делает видеопроекцию: куратор выставки Николай Мухин уверен, что получается рождественская звезда. Впрочем, беспорядочной гнутой проволоки и разноцветных червячков там никак не меньше, чем звезд.

Актуальные художники занялись церковными фрескамиПроизведение еще одного священнослужителя — фильм «Гибель империи. Византийский урок» архимандрита Тихона (Шевкунова), вызвавший споры в начале 2008 года. Тогда о фильме говорили как о политической агитке, теперь художники ухватились за него как за свидетельство актуальности византийского опыта для современной России. «Византия-точка-ру» — мантра куратора выставки Николая Мухина. После точки — русское продолжение, «третий Рим».

Актуальные художники занялись церковными фрескамиОтвета на заглавные вопросы — о месте религиозного искусства  в современном мире и освоении наследия Константинополя в России — выставка не дает: говорят скорее об очередном начале длинного разговора, планируют лекции и круглые столы. Экспозиция открыта до 30 июня.

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир