Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
Экипажи танков Т-72 сорвали ротацию ВСУ на южнодонецком направлении
Общество
В Ростове-на-Дону представители ЮВО поздравили ветеранов ВОВ с Днем Победы
Мир
Пять тюремных охранников получили ранения в результате нападения заключенных в США
Мир
Патриарх Кирилл встретился с главой Управления мусульман Кавказа
Армия
Операторы БПЛА уничтожили замаскированную артиллерию ВСУ в Запорожской области
Мир
В Словакии выступили за возвращение флага РФ на международных соревнованиях
Мир
Трамп приказал восстановить и заново открыть знаменитую тюрьму Алькатрас
Происшествия
Сноубордистка погибла из-за схода лавины в Магаданской области
Мир
Трамп анонсировал возможную встречу с Путиным в Саудовской Аравии
Экономика
Лимит на оплату частями предложили поднять до 100 тыс.
Мир
Кабинет безопасности Израиля одобрил планы ЦАХАЛ расширить операцию в Газе
Армия
Экипаж танка ВС РФ проделал проход в минно-взрывных заграждениях ВСУ
Происшествия
В Калининградской области подростки повредили экспозицию к 80-летию победы в ВОВ
Наука и техника
Российские компании построят детальные 3D-модели Луны и Марса
Мир
Байру оценил стоимость обслуживания госдолга Франции в €100 млрд в год
Мир
Папа римский завещал «папамобиль» для передвижного медпункта в Газе
Мир
В Чили в результате крушения небольшого самолета погиб один человек

Послы рок-н-ролла

Писатель и журналист Игорь Мальцев — о том, почему талантливые музыканты уезжают из России
268
Выделить главное
Вкл
Выкл

Недавно мне понравился кусок из речи отличного фантаста Нила Геймана, где он формулирует правила жизни, которые независимо от тяжести ее сводятся к короткому слогану Make good Art — «Занимайтесь хорошим искусством». Когда всё совсем плохо — занимайтесь искусством, когда дела хороши — занимайтесь искусством.

Я знаю людей, которые и без Нила Геймана в любых условиях занимаются искусством. Большинство из них — музыканты. «Когда дела хороши» — это точно не про них. Или с поправкой — как в домино, «пусто-пусто», потом «один-пусто». Ну, в общем, экономика у них, когда «пусто», выпадает чаще. Если ты рок-музыкант, то за всё время отечественного рока «тучных» годков было-то всего 5–6. Тогда было время стадионных концертов, с которых легче получить денег, чем с пластинок. Тогда вчерашние исполнители с улицы Рубинштейна могли собрать фантастическое количество зрителей. А потом опять странное существование — концерты в маленьких залах, продажа записей.  Малыми тиражами. Огромными-то расходится всероссийская «пиратка», про роялти уже никто и не говорит.

Творчество джазовых а потом рок-музыкантов на нашей территории — сплошная борьба: то с идеологией, то с экономикой, то с кризисом, то с застоем. Вечный бой и мощная даровитость населения выкристаллизовали когда-то потрясающих джазменов. Даже искусственная изоляция от всего чуждого, куда с параноидальной регулярностью попадает музыка, не смогла заглушить местные таланты — от Цфасмана до Бутмана.

Хотя Бутман — это как раз то самое рок-н-ролльное поколение, которое уже в практически взрослом состоянии начало не только слушать записи и играть, но и ездить по всему миру в поисках своей музыки. Учиться в Беркли. Русские рокеры не учились в Беркли — они то играли со сцены Дома творчества, то по квартирам, каждый раз в ожидании прихода наряда милиции с целью вырубания общего рубильника. Это даже не на рок-н-ролл походит, а на какие-то первые годы становления панка. 

Те, кто прославился в середине 1980-х по записям и полуподпольным выступлениям, прославились не благодаря, а вопреки. «Аквариум», «Зоопарк», «Кино» — много кто. А ведь были еще блестящие музыканты в группах, которые даже как-то с системой уживались недурно: Александр Ситковецкий из «Автографа», Валерий Гаина из «Круиза» — все гитаристы высокого класса по любым меркам. В Питере взлетела звезда Александра Ляпина, человека, который своим соло оформил основной пассаж БГ — «Рок-н-ролл мертв, а мы еще нет». Хотя те, кто знал Ляпина по ранним экзерсисам типа «Теле-У», уже тогда были уверены — формируется мощный исполнитель. 

У нас же на глазах произошли удивительные вещи — из панк -группы «Объект насмешек» вырос серьезнейший музыкант Евгений Федоров со своими альтернативными и аванградными проектами. Был востребован и Андрей Отряскин со своими «Джунглями», которые одной ногой стояли уже в джазе, хоть и проходили по разнарядке Питерского рок-клуба. Когда стены пали и музыканты смогли выступать на одной площадке со своими кумирами или просто с ними вместе  (проекты бывшего «аукциониста» Леонида Федорова с Марком Рибо чего стоят), стало понятно, кто чего стоит, и оказалось, что наши лучшие — вполне мирового класса музыканты.

То есть на наших глазах сформировалась группа рок-музыкантов, которые стали практически нашим национальным достоянием. При всем при том они оставались послами рок-н-ролла в неритмичной стране, как водится. И про национальное достояние я на самом деле с некоторой грустью. Потому что все упомянутые мной классные музыканты не живут больше в России. Не живет больше в России гитарист и аранжировщик ДДТ Андрей «Худой» Васильев, в Америку одними из первых уехали Ситковецкий и Гаина. Не живет в России больше Женя Федоров. Давно в Америке живет Отряскин. Александр Ляпин с этого года в Америке.

Причем наши парни не питают иллюзий. Великолепный Гаина быстро понял, что в любом отдельном гитарном магазине на Санта-Монике среди посетителей больше отличных гитаристов, чем во всей Москве, поэтому он сделал собственную студию звукозаписи и развивается как продюсер. Ситковецкий занимается гитарным бизнесом. Ляпин играет и готовится преподавать. «Худой» пока отдыхает в Израиле, но на досуге поигрывает. Наше национальное сокровище легло в другие банки.

А что страна может предложить экстраординарным талантам типа того же  Александра Ляпина? Стадионы кончились. От пластинок толку нет. Полный лепс. Что делать-то? Набирать классы, где подростков учат совмещать традиционный блюз и мультимедийную работу? Вот Ляпин и занимался этим в своем родном Питере. Можно еще играть на борту исторического гамбургского пароходика, где тусовались «Роллинги» с «Битлами». Да только климат в Питере не совсем для белой прогулочной фуражки. Ляпин и этим занимался. А дальше-то что? Вот Саша и поехал поближе к корням его музыки… Я всё понимаю — в хорошем климате музыкант будет здоров и силен еще много лет. Он будет преподавать американским детям игру на рок-н-ролльной гитаре. Он будет записываться и играть живые сеты там, где они нужны, с отличными музыкантами. Я очень рад и за Сашу, и Женю, и другого Сашу, и другого Женю, а также за самого Отряскина.

Но тогда скажите мне, плиз, отчего каждый раз, когда уезжает музыкант класса Александра Ляпина, я чувствую себя так, как будто у меня из карманов вытащили что-то мне очень дорогое и ценное? Средь бела дня.

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир
Следующая новость
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением, Пользовательским соглашением и Соглашением о конфиденциальности